В Нижегородской филармонии реконструировали легендарный концерт 1962 года
В Нижнем Новгороде проходит ХIV Международный фестиваль искусств имени А.Сахарова «Русское искусство и мир». В нем принимают участие музыканты из России, Франции, Голландии, Германии, США и других стран. И каждый день проходят репетиции и встречи с гостями фестиваля.
Классика в стиле ретро
«НН» уже рассказывали о концертах Дениса Мацуева, блестяще открывшего фестиваль, и Сергея Юрского, представившего в фестивальные дни свою новую поэтическую программу.
Не менее интересным был и концерт, который в афише фестиваля обозначен особо. На сцене попытались реконструировать концерт более чем полувековой давности! Разумеется, концерт не рядовой, а как бы сейчас сказали, знаковый. Тогда, в ноябре 1962 года, в те времена в городе Горьком состоялись дирижерские дебюты Дмитрия Шостаковича и Мстислава Ростроповича. А Галина Вишневская впервые представила на публике мировую премьеру — вокальный цикл Мусоргского в инструментовке Шостаковича «Песни и пляски смерти».
«Ретро-концерт» – так назвали в филармонии эту музыкальную реконструкцию и посвятили ее 90-летию Галины Вишневской, которое отмечается в этом году. В концерте-воспоминании о музыке и музыкантах, чьи имена являются гордостью мирового искусства, участвовала солистка Центра оперного пения Галины Вишневской Ирина Морева, певшая «за Вишневскую». Виолончелист Андрей Ионица (Румыния) выступил в роли Ростроповича (кстати, пригласить на этот концерт именно его, говорят, предложила дочь легендарного виолончелиста Ольга Ростропович), Академический симфонический оркестр Нижегородской филармонии под руководством Александра Скульского и Нижегородский губернский оркестр, возглавляемый Евгением Петровым. Все было так, как и в 1962-м - ведь и тогда на сцену наряду с оркестром филармонии вышел и гарнизонный оркестр, исполнивший «Праздничную увертюру» Шостаковича. Вел концерт Артем Варгафтик, знакомый меломанам по многочисленным музыкально-историческим изысканиям.
- Оркестр Нижегородской филармонии стал первым, которым дирижировал Шостакович, - напомнил Артем Варгафтик. - Репетиция прошла хорошо. Израиль Борисович Гусман заранее выучил с оркестром всю программу до такой степени, что она могла играться сама собой. Дирижировал Шостакович предельно просто, больше уделяя внимание самой музыке.
Останется образцом
Однако дирижерская история Шостаковича больше не продолжилась. На взгляд Артема Варгафтика, произошло это по нескольким причинам. У композитора уже стали болеть руки, что, к слову, сказалось потом и на его почерке. К тому же он тяжело переносил, когда что-то происходило за его спиной, а тут за спиной был зал, полный зрителей! Да и дирижировал Дмитрий Дмитриевич сосредоточенно, смотря больше не на оркестр, «а куда-то в угол». Известен эпизод, когда Шостакович в какой-то момент опустил руки. Оркестр, естественно, прекратил играть. «Почему вы не играете? - удивился Шостакович — Играйте, играйте!». И объяснил, что он просто решил переложить на пюпитре нотные листы.
Отметил Артем Варгафтик и прозвучавшую на горьковской сцене в 1962 году мировую премьеру — вокальный цикл «Песни и пляски смерти» Мусоргского в инструментовке Шостаковича. «Стихи к этому циклу были написаны поэтом Голенищевым-Кутузовым, - рассказал Варгафтик. - Все песни были написаны в разное время и для разных голосов. Предполагалось, что их будет гораздо больше, но дороги композитора и поэта разошлись. В природе просто не существует одного голоса, который без изменений высоты и тональности мог бы все это исполнить. Шостакович превратил этот цикл в единое целое, и в качестве одного из прототипов для него выступала как раз Галина Вишневская — и ее голос, и ее внешность, и ее харизма. Говорят, в тот вечер Вишневская была ослепительно хороша. Это был ее звездный час. Художественный руководитель нашего фестиваля Ольга Томина любит вспоминать такой эпизод. В последней песне цикла есть такие слова: «Жизнь вас поссорила, я помирила». «Нет, надо спеть чуть-чуть иначе! - сказала Галина Павловна. - «Жизнь вас поссорила — Я помирила». И уже одно это слово делало смысл стихов объемным, и все понимали, что это останется образцом».
Оксана ЗЕМСКАЯ.
В концерте «Виртуозов Москвы» приняло участие молодое поколение музыкантов
Переаншлаг в зале Нижегородской филармонии был вполне ожидаемым. Причиной тому – концерт камерного оркестра «Виртуозы Москвы» в рамках Сахаровского фестиваля.
Кстати, для тех, кто забыл: дебют коллектива, созданного прославленным скрипачом Владимиром Спиваковым, состоялся в Нижнем Новгороде 20 июня 1979 года. Как справедливо отмечает директор, художественный руководитель Нижегородской филармонии Ольга Томина, тех, кто с первым концертом выходил именно на нижегородскую филармоническую сцену, ждет счастливая артистическая судьба. Сегодня «Виртуозы Москвы» - это один из самых знаменитых российских брендов, национальное достояние и гордость.
За спинами музыкантов на сцене устроились воспитанники детских музыкальных школ Нижнего Новгорода, были замечены ребята из Сормовской школы искусств имени Мокроусова. Между прочим, это одна из прекрасных традиций «Виртуозов»: Спиваков всегда приглашает ребят – юных скрипачей, пианистов - на свои концерты бесплатно. Нашлось место на сцене и юному Саше - скрипачу из Калифорнии, который приехал из США погостить у бабушки.
Программу концерта составили любимые композиторы маэстро – Моцарт и Гайдн. В первом отделении фортепианный концерт № 9 Моцарта исполнила стипендиатка международного благотворительного фонда Спивакова Александра Стычкина. Она приехала вместе с мамой, известной пианисткой Катей Сканави, и неизвестно, кто больше волновался – мама или дочь. Во втором отделении концерт для виолончели с оркестром до мажор Гайдна исполнила Даниэль Акта из Израиля, также стипендиатка спиваковского фонда.
Пытаться описать словами исполнительский стиль «Виртуозов» - дело неблагодарное. Это все равно, как объяснять, что такое вода и воздух и для чего они нужны. Главное достоинство коллектива – его музыканты, потрясающие профессионалы, обладающие тонким чувством ансамбля, умеющие взаимодействовать друг с другом. Ансамблевая техника доведена до совершенства и, становясь незаметной, рождает ощущение невероятной легкости, импровизационности… при филиграннейшей сыгранности.
Музыкальный фейерверк в Кремле закончился четырьмя «бисами». В одном из них Владимир Спиваков отпустил концертмейстера и сыграл вместе него.
Владимир ШЛЫКОВ.
О страстях – на языке оригинала
Среди великолепных концертов прошедшего в Нижнем Новгороде Сахаровского фестиваля истинной жемчужиной сверкнула итальянская опера. Центр оперного пения Галины Вишневской привез «Паяцев», причем не концертное исполнение, а так называемый мини-спектакль с костюмами и декорациями. Более того, пять первых рядов в филармоническом зале были убраны, так что получилась «оркестровая яма», а сцена была полностью освобождена для действа. Опера исполнялась, согласно мировым стандартам, на итальянском языке. Правда, с русскими субтитрами.
Накануне спектакля о «Паяцах» рассказали его создатели.
Ярослав ТКАЛЕНКО, дирижер Центра оперного пения:
«В Нижнем Новгороде уникальные виды!»
- Опера Руджеро Леонкавалло «Паяцы» - шедевр веризма, одна из наиболее известных в мире. «Паяцев» поставил в нашем Центре осенью 2014 года итальянский дирижер Джанлука Марчиано, режиссером стал Иван Поповски, поставивший в Центре большинство спектаклей.
- В свое время в «Паяцах» выходили на сцену великие мэтры. Кого услышим мы?
- Заглавную теноровую партию Канио исполняет Сергей Поляков, который уже окончил свое обучение в Центре, но является приглашенным солистом – найти молодой голос, которому еще нужно учиться, совершенствоваться, и заставить его петь партию Канио – значит погубить певца. Поэтому должен быть более зрелый исполнитель. Сергей Поляков уже несколько лет является приглашенным солистом «Новой оперы», пел в Мариинском театре, в Рижском театре. Он востребован, выступает много. На него и был поставлен спектакль, он пел премьеру и является бессменным исполнителем этой партии.
Партию Недды – сопрано – поет Нестан Мебония. Она заканчивает обучение в этом году в нашем Центре. Партия Тонио – Александр Алиев, сейчас он взял третью премию (первая и вторая не присуждались) среди мужских голосов на конкурсе в Голливуде.
– Какие у вас впечатления о Нижнем Новгороде, как вы оцениваете фестиваль?
– Ну, если только взглянуть на афишу и посмотреть, какие там имена… Эти имена обязывают и нас тянуться к самому высокому уровню. А от Нижнего Новгорода у меня самые лучшие впечатления: город очень привлекателен в июне, здесь множество красивейших, уникальных видов.
Иван ПОПОВСКИ, режиссер:
«Спектакль для детей с закрытыми глазами»
– Как пришло решение привезти в Нижний на Сахаровский фестиваль не просто концертное исполнение оперы, а практически полноценный спектакль?
– Ну, если есть все составляющие для этого, то почему нет? В центре Галины Павловны это всегда было очень важно – создать спектакль. Она сама говорила, что можно прекрасно спеть, но если не будет души, не будет театра, тогда все бессмысленно.
– Как вам пришла идея поставить именно «Паяцев» Леонкавалло?
– Не могу сказать точно. Но в Центре оперного пения я больше всего вдохновлялся Галиной Павловной. При ее жизни последней оперой, которую я ставил в Центре, был «Борис Годунов». Хотя я считал, что мне было рано ее ставить, но она очень этого хотела. Так что я не знаю, что было сложнее – при ее жизни пытаться соответствовать ей или ставить «Паяцев» после ее ухода. Это было очень непросто.
Самой значимой для меня была, наверное, опера «Борис Годунов», потому что Галина Павловна в период ее подготовки чувствовала себя очень плохо. Я несколько раз отказывался, говорил Ольге Мстиславовне, что не могу за это браться, что это должен бы делать Петр Фоменко. Потому что, когда Петр Наумович, царство ему небесное, делал спектакли с драматическими актерами, он мог ради четырех строчек работать две недели. А мне поставили срок за шесть недель подготовить спектакль. Я старался, может быть, потому, что хотел сделать что-то хорошее для Галины Павловны, и она действительно вернулась из болезни, как-то включилась в работу, взбодрилась. То есть «Борис Годунов» появился только по этой причине.
– Что дальше в планах?
– Ммм… Есть планы... Я ведь работаю еще в театре Петра Фоменко. Там мы будем ставить спектакль для семейного посещения. Очень хочу сделать спектакль, на который можно будет привести детей с закрытыми глазами.
Светлана ВЫСОЦКАЯ, Мария ФЕДОТОВА.