Когда дело судаковской группировки передавалось в суд, то перво-наперво потребовалось следователям арендовать "КамАЗ" для перевозки материалов: менее мощная автомашина эти тонны бумаг и вещдоков просто с места бы не сдвинула. А во-вторых, срочно была изготовлена клетка для подсудимых: тридцать девять человек должны были в нее поместиться… А теперь отправимся вниз по Волге, в славный город Тольятти, где в течение полутора лет работала следственная бригада, возглавляемая нижегородкой, полковником полиции Еленой Смородиновой…
"Судаки"
Город Ставрополь-на-Волге, именуемый последние десятилетия в честь генсека итальянской компартии Тольятти, издавна был лакомым кусочком для тех, кто "кое-где у нас порой". Однако интересы братвы редко выходили за территорию местного автогиганта.
Торговля же наркотиками была на обычном "провинциальном" уровне: из Казахстана завозился героин, в городе шустрили потихоньку таборные цыгане и славянские "бегунки".
Все изменилось, когда за ВАЗ всерьез взялось государство. Доходы бандитов упали в десятки раз, и пришлось искать иное поле деятельности. Тогда-то, в самом начале нынешнего века, выдвинулся в первые ряды "автоградского" криминалитета Сережа Судаков по кличке Судак.
Строго говоря, пошаливал он и раньше. Наркоторговлей занялся еще в 1995 году, однако в "звездах" не числился: мелкий оптовичок, "барыга". Ловкость, осторожность (а по оперативным данным, связи, унаследованные от мамы, бывшего сотрудника милиции) помогли парню счастливо избежать скамьи подсудимых.
Забегая вперед, скажем, что ранее судимых в его группировке было очень немного: не нужны ему были засвеченные в органах…
Группировка, созданная Судаковым, была выстроена по жесткой вертикали. Наверху - он сам, единственный и неповторимый. Ниже - двое заместителей: Сергей Вдовенко, по кличке Кудрявый, отставной офицер-десантник, отвечал за поставки зелья, разведку и контрразведку, Павел Старостин (Вега) - за подбор кадров, двое качков-"торпед" - за охрану особы лидера. В трех районах города было по "старшему", в подчинении которых находились "звеньевые". Звено же состояло из нескольких "экипажей", непосредственно осуществлявших распространение наркоты. Торговали зельем "барыги", в состав группировки не входившие.
Зелье расфасовывалось в пятиграммовые пакеты (на специально сочиненном языке группировки пакет назывался "мазёл"), которые закладывались в лесу. За процессом наблюдал разведчик, новейшая оптика позволяла следить за закладкой с расстояния до полутора километров.
Дисциплина в группировке была жесточайшая: каждый новобранец проходил испытательный срок, подчинение старшим было беспрекословным. Вырученные деньги сдавались в "общак" до копейки, а члены группировки дважды в месяц получали "зарплату", кстати редко превышавшую 15 тысяч рублей. Отличившимся выдавались автомобили, но одновременно с них брались долговые расписки на 200 - 300 тысяч рублей; попытка "завязать", уйти из команды оказывалась рядовым бандитам попросту не по карману.
Ежемесячно каждый "боец" в обязательном порядке проходил тестирование на употребление наркотиков. В случае положительного результата виновному ломали руки и ноги, штрафовали и изгоняли. Еще строже каралось так называемое "крысятничество": сокрытие доходов или попытка продавать наркотик по ценам выше фиксированных.
У "барыг"-сбытчиков зачастую изымались паспорта; таким образом, злосчастный деляга уже не мог заняться чем-то иным, кроме сбыта героина на благо Сережи Судака и его присных. В ходе следствия этих "барыг" было установлено не менее 350 человек…
Респектабельные бизнесмены…
Руководитель следственной группы полковник Елена Смородина говорила впоследствии, что Нижний за полтора года работы по "судакам" превратился для нее в нечто далекое, желанное и недоступное. Ведь ликвидировать группировку такого уровня - это не кило героина изъять у немытой (хотя и в золоте) цыганочки на Бору или в Ольгино…
- За четыре года "работы" они, по нашим данным, сумели "толкнуть" от 3,5 до 5 тонн героина. Посчитайте доходы, ими полученные! А нашей задачей было хотя бы часть этих доходов вернуть в казну!
В ходе работы следственной группы было точно установлено, что группировка получила за время своей деятельности доход в сумме не меньше 408 миллионов рублей. Как обычно, латентность такого рода преступлений необычайно высока: озвученную цифру смело можно как минимум утроить. Совсем неплохие деньги, тем более для провинции!
В распоряжении группировки оказалась фирма "КуБ-Сервис": автомойка, стоянка и кафе. Фирма была переписана в долях на таких честных граждан, как мать и жена Судакова, "авторитетный бизнесмен" по фамилии Беляев, и еще нескольких. Кроме того, у бандитов был конфискован целый парк автомобилей - 26 штук, в том числе дорогущие иномарки стоимостью свыше 9 миллионов рублей. Впрочем, и вазовских машин было немало, но это так, для "пехоты"…
Всего же в казну по 17 эпизодам 174-й статьи УК ("Отмывание денежных средств") было возвращено порядка 40 миллионов рублей. Капля в море; но, учитывая, как неохотно вменяют наши суды эту статью, результат впечатляющий… (Впрочем, о "борьбе с легализацией" следует отдельно рассказывать - предварительно просмеявшись и выплакавшись.)
По словам арестованных бандитов, Судаков незадолго до разгрома группировки говорил, что продажу наркоты следует сворачивать и переходить на легальное положение.
Еще немного, и ему удалось бы. И появился бы в России очередной честный бизнесмен…
Война с невидимками
Летом 2005 года тольяттинскими наркополицейскими был задержан первый "экипаж". Братки низового звена сами почти никого и ничего не знали, поэтому, покуда сыщики вышли на более-менее крупных деятелей группировки, прошло достаточное время. Сергей Судаков, оставив Старостину-Веге телефоны и адреса "союзников" (о них позже), исчез 30 января 2006 года буквально за два или три дня до планируемой операции по его задержанию. Безутешная мама объявила сына в розыск - как без вести пропавшего. Одновременно исчез экс-десантник Сергей Вдовенко.
Оставшийся за старшего Павел Старостин был арестован 21 февраля при обстоятельствах, в ином случае показавшихся бы забавными: увидев во дворе вооруженных людей в форме, Вега послал братве сигнал "Общий сбор!". Через несколько минут двор заполнили агрессивные молодые люди… Впрочем, дело ограничилось попыткой вырвать пистолет из рук спецназовца, одетого в форму (некто Терентьев, попробовавший совершить сей подвиг, говорил потом: "Я думал, что это бандиты!"). Еще один боец разогнал автомобиль и попытался сбить оперативника. Пришлось стрелять, правда по колесам… Короче, не вышло у братвы ничего путного: 29 человек оказались в тот день на казенных харчах. У Веги в квартире сыщики отыскали 1 миллион 200 тысяч рублей с копейками и больше килограмма героина…
Однако торговля смертью не прекратилась: "экипажи" продолжали устраивать закладки, перепуганные "барыги" - торговать, а тольяттинские наркоманы - травиться. Из этого можно было сделать вывод, что судаковские - не сами по себе, что есть кто-то и над ними…
Выводы-то сделать можно, вот только к делу их не подошьешь. Так, известно, что у Судакова была платная "крыша" - двое братьев Игривых, криминальные авторитеты очень крупного масштаба. Известно и то, что, будучи в столице, Судаков всегда припарковывал автомобиль на стоянке "У Яузы", элитной не столько по "степени зажиточности" клиента, сколько по его связям… Да и скоропостижное исчезновение Сергея - ведь не гадалка же ему предсказала грядущий арест. Был предупрежден кем-то осведомленным…
Есть в этом деле и еще некоторые нескладушки, о которых рассказывать пока что не станем. Просто к теме это напрямую не относится, а для окончательного сбора материала нам еще время требуется. Скажем только, что такие суммы, какими ворочали "судаки", - они хозяина имеют. И вряд ли хозяин этот - полуобразованный бывший мелкий сбытчик героина Серега Судаков…
"Мы этой России дадим…"
Мы не для того рассказываем историю судаковской группировки, чтобы позабавить читателя, а заодно похвалиться тем, что в Нижнем ничего подобного нет. На группировку Судакова работали, повторим, 350 оптовиков. Просто жуть берет, как подумаешь, сколько же наркоманов в сравнительно небольшом приволжском городе. Сколько искалеченных судеб, безвременных смертей, несбывшихся мечтаний, в конце концов. Сколько врагов у России, причем сознающих, что они враги, что они - на войне.
…В уголовном деле есть распечатка разговора двух бандитов, рядового Савко по кличке Кащей и звеньевого Гоненко, более известного как Кропаль. Последний в интимной беседе говорил своему соратнику буквально следующее: "Эх, ну и дадим же мы этой России прос...ться!"
Что ж, благодарим тольяттинского гангстера за правдивость. И поймем наконец, что идет война, пусть необъявленная, но кровавая.
Эту войну мы не имеем права проиграть. Значит, будем сражаться…
Игорь ГРАЧ.