Едва настало лето, а вместе с ним и школьные каникулы, в Нижнем Новгороде в пятый раз прошел «Большой фестиваль мультфильмов». В течение недели в Арсенале показывали взрослые и детские программы самых интересных новинок авторского анимационного кино, российского и зарубежного. Как всегда, огромной популярностью пользовалась «Фабрика мультфильмов», где все желающие создавали свои первые анимационные шедевры в различных техниках: хромакея (на фоне зеленого экрана), фризлайта («застывшего света»), меловой и коллажной анимации, сами создавали всякие там зоетропы и прочие оптические игрушки по технологиям позапрошлого века. А еще в гости к «Большому фестивалю мультфильмов» приехал настоящий мастер! В течение двух дней юные нижегородцы и Наталья Чернышева - художник, режиссер, аниматор - делали книгу о Нижнем Новгороде.
Как это делается
«Ко мне пришли необыкновенные дети, - отметила Наталья Ивановна по итогам творческой мастерской. - Каждый написал текст, причем на самом высоком уровне. Все они обладают вкусом и эрудицией, любят свой город, предлагали хорошие умные слова. И - их невозможно было остановить, и через пять, шесть часов работы они были готовы продолжать рисовать, - говорит художница.
Кстати, в результате ударной, практически круглосуточной работы макет книги был собран и показан в кинотеатре «Орленок» на финальном сеансе «Большого фестиваля мультфильмов».
В анимацию Наталья Чернышева пришла еще студенткой полиграфического института. «Я работала художником-постановщиком, и мне нравилось визуализировать придуманные миры», - вспоминает она. Большую часть своей жизни Наталья Ивановна проработала в объединении художественной анимации при «Киевнаучфильме» (сегодня - студия «Укранимафильм»), работала и продолжает работать с российскими студиями.
- Я всегда рисовала, сколько себя помню, и это было для меня естественной необходимостью, рассказывает режиссер. - В школе я очень увлекалась математикой, но в какой-то момент спросила себя: является ли математика тем, без чего я не смогу жить? Умру ли я, если не стану ею больше заниматься? И поняла, что нет, не умру. А вот если не буду рисовать…
- Наталья, а как делается кино?
- Придумывается проект, пишется сценарий. Часто это делает один и тот же человек – режиссер, он же основной автор мультфильма. Он должен придумать, в каком мире происходит то, что написано в сценарии, какие характеры будут у персонажей, как они должны выглядеть и звучать. Также режиссер руководит целым творческим ансамблем, в составе которого художник-постановщик, композитор, звукорежиссер, художники-аниматоры, монтажер и прочие нужные специалисты. Второе действующее лицо – художник-постановщик, он же соавтор режиссера, показывающий придуманных мир зрителю. Я эти ипостаси обычно совмещаю – мне легче спорить с самой собой, чем с другими людьми.
Когда мир придуман и перенесен на бумагу, начинается работа над раскадровкой, по сути создание комикса - разбивка действия на мизансцены и сцены. Дальше режиссер объясняет художникам-аниматорам, где и как, в какой актерской манере должен повести себя персонаж. Одновременно с раскадровкой записываются реплики актеров озвучки. Там, где персонаж «говорит», аниматор должен отрисовать артикуляцию. Обязательно прописывается посекундный тайминг сцен – это ведь не игровое кино, где можно сделать много дублей. Снимать лишнее в анимации – очень большая работа. Чтобы сделать тринадцатиминутный мультфильм, надо работать целый год!
После того как все это сделано, начинается монтаж, подкладывается музыка – авторский или скомпилированный нами саундтрек, шумы.
- Я так понимаю, что анимация становится все доступнее, и каждый вполне может создавать мультфильмы самостоятельно…
- Конечно, может. Только давайте посчитаем. В среднем картина длится 13 минут, или же 780 секунд. Каждая секунда вмещает 25 кадров, итого в фильме – почти двадцать тысяч кадров. Представьте, каково все это нарисовать в одиночку, или просто подвигать, если это – кукольная анимация, или в технике перекладки! С другой стороны, сейчас делается лимитированная анимация, когда, например, герои застывают на месте во время диалогов, двигая только ртом. Я предпочитаю анимацию актерскую, когда все до мелочей сыграно.
Всю жизнь учишься
- Два-три года назад начал наблюдаться всплеск увлечения анимацией. Резко возросла популярность курсов, в помощь аниматорам появилось много компьютерных программ. Значит ли это, что через некоторое время на анимационном рынке появится переизбыток художников и режиссеров?
- Ну, думаю, не все дойдут до финиша. А то, что многие начали заниматься анимацией – хорошо. Действительно, она сейчас становится все доступнее. Вероятно, поначалу будет прогрессировать дилетантизм, но количество рано или поздно перейдут в качество. Ведь всем доступны краски и карандаши, и куча народу рисует, не «умея» рисовать – но разве это плохо?
- Считается, что писать книги для детей сложнее, чем для взрослых, потому что дети тонко чувствуют фальшь и халтуру. А рисовать для детей тоже труднее?
- Делать что-то хорошо всегда трудно. В любой области. И поэтому всю свою жизнь учишься.
- У кого же вы учитесь?
- У всех. Сейчас работала с детьми – и училась у них многому, о чем забылось с течением лет. Учусь у художников, которые мне нравятся: могу час простоять около какой-нибудь картины, пытаясь понять цветовое или композиционное решение. Люблю смотреть чужое кино и учиться – другой человек думает по-другому, и это интересно. А сколько приходится с компьютером нового осваивать! Работать с пленкой было тоже интересно, но тяжело: брак, проявка, ожидание… Другой вопрос, что цифра «видит» все изъяны, а пленка их наоборот, немножко сглаживает. И, конечно, сидя за компьютером, порой тоскую по запаху краски.
Мария ФЕДОТОВА.
Фото из личного архива Натальи Чернышевой.
Справка «НН»
Наталья Ивановна ЧЕРНЫШЕВА - художник-постановщик, режиссер. Родилась 12 февраля 1951 года в Красноярском крае. Окончила Украинский полиграфический институт имени Ивана Федорова по специальности книжная графика. С 1975 года работала на киностудии «Киевнаучфильм». Иллюстрирует детские книги. Лауреат международных конкурсов.