Две специализированные прокуратуры - Приволжская транспортная и Волжская межрегиональная природоохранная поставили перед собой нелегкую задачу - узнать, почему мелеет великая русская река? И пришли к неожиданному выводу. Оказывается, одной из главных причин обмеления Волги является банальное воровство речного песка.
Вычерпали 60 пирамид Хеопса
Дело в том, что в последние годы в нашей стране большое количество предпринимателей стало зарабатывать на легальной (а чаще - незаконной) добыче песка с берегов и из русел рек Волжско-Камского бассейна для дальнейшей продажи. В результате бурной деятельности коммерсантов вода стала уходить в образовавшиеся подземные пустоты, что привело к заметному понижению уровня рек и к появлению все большего числа лимитирующих (опасных для судоходства) мест, что требует внесения срочных корректировок в навигационные карты. И если этот процесс не остановить сейчас, лет через двадцать мы просто не узнаем знакомые с детства места.
На заседании Объединенной коллегии Приволжской транспортной прокуратуры и Волжской межрегиональной природоохранной прокуратуры прозвучало, в частности, что за последние 20 лет объемы добычи песка на территории ПФО увеличились почти в три раза. А общий объем добытых нерудных материалов (так на языке профессионалов называется обычный песок) составил почти 90 миллионов кубометров. Однако браконьерская, так сказать, добыча песка превышает официальную как минимум в два раза, а это около 150 миллионов дополнительных кубов - целые горы! Для сравнения, объем знаменитой пирамиды Хеопса - всего 2,5 миллиона кубометров. Получается, за последние 20 лет из Волги вычерпали около 60 аналогичных пирамид.
В прошлые годы считалось, что для обеспечения судоходности реки ее русло необходимо регулярно чистить, и на речных просторах Волги и Камы денно и нощно трудились земснаряды и землечерпалки. После того, когда эти труженики исчезли, мы и столкнулись с катастрофическим обмелением Волги. Помнится, в федеральной прессе даже появился такой жуткий сценарий дальнейшего развития событий, как превращение реки-матушки в две реки - Верхнюю и Нижнюю Волги.
Хотелось бы верить, что, как только земснаряды и землечерпалки вернутся на свои прежние места, судоходность водной магистрали восстановится. И тогда, может быть, и не потребуется строить ту самую низконапорную плотину в районе поселка Большое Козино?
Даешь мораторий!
Но, оказывается, не все так просто. Первый заместитель Приволжского транспортного прокурора Вадим Колосов объяснил, что добыча песка зачастую велась без специальных изысканий и учета рисков возможного снижения уровня воды. К сожалению, в действующем законодательстве каких-либо требований по этому поводу нет. Внесла свою лепту и повсеместная вырубка лесов вдоль берегов Волги, что приводит к преждевременному таянию снега и, соответственно, отсутствию необходимого запаса влаги.
- С начала года в сфере природопользования на Волге выявлено более 1,3 тысячи правонарушений, к дисциплинарной ответственности привлечено 260 лиц, - подсчитали в прокуратуре.
Как отметили на коллегии, действующие правила использования водных ресурсов на территории Рыбинского, Горьковского водохранилищ и самой Волги принимались в начале 80-х годов прошлого века и морально устарели. В настоящее время на федеральном уровне находятся на согласовании семь проектов правил использования водных ресурсов водохранилищ.
Влияют на уровень воды и ГЭС Волжско-Камского бассейна. Они, по сведениям прокуратуры, производятся без учета экологических условий и не обеспечивают постоянный пропуск судов.
- Решением проблемы является создание единого федерального органа исполнительной власти по управлению водными ресурсами и регулированию деятельности на Волге, в том числе по надзору за сбросами воды ГЭС, добыче песка и лесопользованию, - заявил Приволжский транспортный прокурор Тимур Кебеков.
Кроме того, необходимо введение моратория на вырубку лесов вдоль побережья Волги, а также жесткий контроль за выдачей квот на добычу песка на реках бассейна.
Константин ШИШАРИН.