Пианист Александр Гиндин, открывавший семидесятый сезон Нижегородской филармонии, стал лауреатом первой премии на международном фортепианном конкурсе в Кливленде (Огайо, США).
Как я провел лето
- Почему я поехал на этот конкурс? - рассказывает сам пианист. - Прежде всего потому, что он летом. К тому же Америка для меня - новый континент: в основном, я играю в Европе, России и Японии. Еще в кливлендском конкурсе оказалась очень удобная программа: не нужно было учить никаких новых экзотических произведений, которые забудутся на следующий день после того, как ты уехал с конкурса. Можно было поиграть в свое удовольствие все, что ты хочешь. И, конечно, участникам финала должен был аккомпанировать кливлендский симфонический оркестр, который 15 - 20 лет назад, когда им руководил Селл, объективно был лучшим в мире; и до сих пор они, черти, играют так, что даже обидно. С ними я играл в финале Третий концерт Рахманинова.
Немаловажным было и то, что после конкурса. Все обещают золотые горы, но, когда состязание заканчивается, от обещанного остается процентов десять. Здесь победителю было обещано 50 концертов по Америке - и на следующий день после победы я их получил в виде дат. Вопрос только в том, что "раскидать" их будет непросто. Этот сезон сверстан совсем жестко, и потому мне пришлось оставить в текущем сезоне только концерт в Карнеги-холл , потому что такие вещи не отменяют и не переносят.
Учить - музыке, а не спорту
- В мире очень много хороших, техничных пианистов. Не кажется ли вам, что в погоне за техникой из музицирования уходит душа?
- Я не вижу логической связи между количеством хороших пианистов и уходом души. Скорее, причиной потери души в музыке являются методы, используемые в музыкальной педагогике. В московской ЦМШ, например, это очень большая проблема, потому что детки еще маленькие, многого в жизни не знают, но то, что "надо быстрее", схватывают моментально, и это навсегда забивается в мозги, в руки уже к десяти годам. Когда в московскую консерваторию поступают ученики из ЦМШ и из других городов, разница особенно заметна, причем все москвичи играют примерно одинаково.
То есть атлетический стиль игры существует, и он закладывается с детства. А в музыкальной школе надо учить прежде всего музыке.
Старые связи
- В течение многих лет вы приезжали в Нижний Новгород "золотым составом" программы "Новые имена", а в последнее время мы слышим вас порознь. Поддерживаете ли вы отношения сейчас?
- С тех пор мало что изменилось, мы по-прежнему близко дружим. Может, мы не так часто музицируем вместе, потому что сейчас у каждого появилось много своих дел и проектов.
Мария ПАНТЕЛЕЕВА.