Школьный престиж

Школьный престиж

Этот разговор с главным в области человеком по образованию - директором департамента Сергеем Наумовым - начался на пресс-конференции, где он рассказал, как много делается сейчас для системы образования. Все это важно, но главное, что хотелось узнать в преддверии Дня учителя, - становится ли вновь престижной, уважаемой, любимой в обществе эта благороднейшая из благородных профессия - учитель, и что для этого делается.

Зарплата

- Она стала больше, - говорит Сергей Васильевич. - Сейчас в Нижегородской области педагог в среднем получает семь тысяч рублей. Много ли это? Я считаю, мало. За то, что делают для общества учителя, учитывая значимость их профессии для каждого человека, вознаграждение должно быть весомее. Думаю, что это не предел, зарплата будет увеличиваться. Губернатор принял решение повысить зарплату педагогам еще на 10 процентов. В ближайшее время мы должны выйти на показатель, по которому заработная плата учителя будет не меньше средней зарплаты по области, а она более 10 тысяч. Достойный заработок позволит привлечь к профессии молодые кадры.

Молодежь

Профессия только тогда живет, когда существует приток новых сил, опыт сочетается с молодой энергией и творчеством. Проект, по которому молодой специалист-учитель сразу получает жилье и машину, оказался перспективным. Если в первый год проекта удалось набрать только 200 человек (вместе с медиками), желающих ехать на село, то теперь выпускники вузов поверили в перспективы, в программе участвуют более 1000 человек, и глубинка получила новых преподавателей. Повысился конкурс в педагогические вузы, в три раза больше пришло медалистов. Школьники вновь стали мечтать об этой самой важной в мире работе - растить будущее, а это самое главное, полагает Сергей Наумов. Приняты изменения в программу: если раньше она была рассчитана на 200 человек каждый год, то теперь на 500.

Опыт

Какова забота о пожилых учителях? Семь процентов педагогов в школах пенсионного возраста, и это немало.
- Мы благодарны им за труд, за верность профессии, которую они демонстрируют молодым. Без них, без лучших традиций нашей школы невозможно развиваться дальше, и надеюсь, что эти умудренные опытом кадры всегда будут присутствовать в школе, - говорит Сергей Васильевич. - Работает в школе № 8 Выксы моя первая учительница, Анна Петровна Симонова. В День учителя, да и в другие дни я вспоминаю ее и рад, что она трудится и по-прежнему учит детей. Когда-то давно из-за болезни я не смог прийти в школу вместе со всеми 1 сентября. Опоздал на три месяца. Добрая, внимательная, она оставалась со мной после уроков, учила, объясняла и вселила в меня оптимизм, уверенность в себе. Я так захотел учиться, что быстро догнал сверстников. Такими я представляю себе и сегодняшних учителей - любящими, внимательными, добрыми. Технологии и подходы могут быть разными, а это останется навсегда.

Ремонт

2006 - 2007 годы были просто прорывными. Уже пущены 32 образовательных учреждения, до конца года осталось освоить еще 70 процентов выделенных средств на реконструкцию и строительство. Всего денег, выделенных на это, - 714 миллионов рублей, что весьма немало. Однако учителя, которые работают в школах довоенной постройки (в основном в Нижнем Новгороде), тоже хотят приходить в светлые, современные классы, соответствующие духу времени. Многое зависит от муниципальных властей, в Нижнем - от мэрии. Как выяснилось, даже последние типовые проекты уже не подходят, нужно пересматривать их и совершенствовать.

Справка "НН"

День учителя в нашей стране отмечается с 1965 года в первое воскресенье октября. Однако ЮНЕСКО в 1994 году утвердило праздник - Всемирный день учителя - 5 октября. Поэтому, согласно указу президента РФ от 3 октября 1994 года, День учителя в России отмечается в этот день.


Город сейчас занимается этим, многие объекты нужно реконструировать, вводя новые технологии. Представители Финляндии только что побывали в регионе, привезли много предложений, к которым наше правительство отнеслось очень внимательно. Ведутся переговоры и с немецкими фирмами. Поручено проектировать новые школы и студентам строительных вузов.

Что мешает

Учителя жалуются, что мешает работе излишняя, на их взгляд, отчетность, процентомания - бич, который притащили мы из прошлого в виде соревнования школ по количеству хороших и плохих учеников, медалистов и двоечников.
- Сейчас мы готовимся к переходу на нормативно-подушевое финансирование, со следующего года этот переход уже станет реальностью, - ответил директор департамента. - Мягкий переход не затронет сложностей сельских районов, где учеников в школах бывает мало. Но эта методика, учитывающая и новую систему оплаты труда, позволит уйти от тех методик, по которым прежде школы сравнивали себя с другими. Это будет давать возможность тем, кто работает больше и лучше, зарабатывать весомее.
Другой вопрос наших читателей: педагоги таких предметов, как история, испытывают трудности с программами и учебниками. Что делать?
- В ближайшее время в Нижегородскую область на конференцию работников образования соберется большое количество специалистов, возможно, посетит Нижний и министр образования. Среди других будет обсуждаться вопрос преподавания истории, речь пойдет и об учебниках. Решения будут приниматься, так как это волнует многих, и не только преподавателей. Главное - правду говорить детям на уроке.
Никто и никогда не сможет отменить самые главные качества наших учителей - их честность, правдивость, справедливость суждений перед учениками. И мы ценим людей, которые в профессии всегда верны себе. Образование - это одно из важнейших звеньев развития любой страны и любого процесса, а праздник День учителя - всеобщий и всеобъемлющий. Поздравим же с ним наших самых главных наставников.
Вера ЧЕБОТАРЕВА.


Следите за нашими новостями в удобном формате