Свидетели горьковских дебютов прибыли на родину писателя - в Нижний Новгород

Свидетели горьковских дебютов прибыли на родину писателя - в Нижний Новгород

Все началось с того, что в 1895 году молодой Алексей Пешков по рекомендации своего старшего товарища писателя Короленко уехал в Самару, где дебютировал как журналист в «Самарской газете». Однако уже в следующем году талантливого репортера пригласили в Нижний Новгород освещать XVI Всероссийскую промышленную и художественную выставку для «Нижегородского листка», а вслед за ним приехала корректор «Самарской газеты» Екатерина Волжина. Вскоре они обвенчались и поселились в доме Гузеевой на улице Нижегородской (ныне дом № 12). Молодожены занимали две маленькие комнатки и жили в них весьма счастливо в течение лет полутора, пока у писателя не обострился туберкулез, и Пешковым пришлось временно переехать в Крым.

 

Обретение реликвии

В эти годы будущий буревестник революции написал более ста репортажей со знаменитой выставки, работал над «Фомой Гордеевым» и не только. Кстати, доподлинно известно, за каким именно столом он работал над этими текстами. В течение последнего года тот самый предмет мебели с резными ножками и синим сукном (и, предположительно, тот самый стул – из гнутого дерева) находились на реставрации в Москве, во Всероссийском художественном научно-реставрационном центре имени академика Грабаря.

Дорогостоящий ремонт стал возможным благодаря федеральной целевой программе «Культура России»: стол и стул писателя обошлись бюджету в 420 тысяч рублей. И на днях заведующий мастерской реставрации мебели Центра Роман Студенников представил отреставрированный предмет мебели – нет, литературную реликвию! - журналистам и сотрудникам Государственного музея А.М.Горького.

 

Под стать владельцу

Как оказалось, старая мебель может поведать немало интересного о своем владельце. Так, Роман Студенников рассказал, что у письменного стола были наращены ножки на восемь сантиметров. Ввиду легочной патологии писателю нельзя было сидеть согнувшись, тем более подолгу, и из-за его высокого роста столешницу пришлось приподнять. Трогательный момент: на ножке стула реставраторы обнаружили брызги старых чернил, но стирать их не стали: скорее всего, уронил чернильницу на пол сам писатель.

Также вместе с письменным столом был отреставрирован стул писателя и туалетный столик Екатерины Пешковой, выполненный в технике блочной мозаики из различных пород дерева. Столик этот – кстати, отреставрированный бесплатно, по инициативе специалистов мастерской - стоял в холле горьковского музея, «спрятавшись» под книгой отзывов и предложений. Теперь его мозаичная столешница будет дарить эстетическое наслаждение посетителям музея.

Мария ФЕДОТОВА.

Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

 

Кстати

- Возвращение в музей этих экспонатов - особая радость для всего коллектива, - говорит директор музея имени Горького Лариса Моторина. - В нынешнем году нам предстоит отдать на реставрацию книги из домашней библиотеки Максима Горького и провести силами московских специалистов реставрацию картины Константина Юона «Горький и Шаляпин». Все эти предметы будут представлены нижегородцам и гостям, которые посетят наш город в рамках празднования 150-летия со дня рождения Максима Горького в 2018 году.

Следите за нашими новостями в удобном формате