Альберт КУВЕЗИН: «Я музыкальный посол Тувы в мире»

Альберт КУВЕЗИН: «Я музыкальный посол Тувы в мире»

Уже в ближайшую субботу нижегородцев ждет потрясающее музыкальное событие этого лета – международный фестиваль «Рок чистой воды» - как в старые добрые времена, с молодыми талантами и вечно молодыми легендами на сцене… и с бесплатным входом.

И все-таки запел

Фестиваль приурочен к 30-летию Горьковского рок-клуба и 25-летию фестиваля «Рок чистой воды - Волга-90». Начало в 15.00.

Выступить в программе фестиваля – большая честь. Таковой удостоились победители фестиваля «Рок-талант»: «Агенты Кремля», «Dругая mузыка», «Вся реальность» плюс «Реальные кабаны» - рок-сборная от организаторов феста. Не стоит забывать о том, что все когда-то не только были молодыми, но и периодически любили рок-н-ролл, а порой вполне успешно играли оный.

Среди упомянутых «легенд» - «Чайф», «АукцЫон», «Настя», «Телевизор», «Хроноп», «Последний приют», Weekend At Waikiki и Альберт Кувезин. Последний – не то чтобы рокер, хотя и поработал со многими из них, а вообще он исповедует каргыра. Что это и о чем это, Альберт Будачиевич рассказывает в эксклюзивном интервью.

- Википедия интригует: «Детство провел в поездках по Туве, Хакассии и Алтаю вместе с бабушкой - любительницей путешествий». Почему и как это было? Что за бабушка у вас была?

- Да, бабушка была удивительным человеком! Свободно говорила на трех языках, могла свободно выжить в тайге, знала природу и фольклор Южной Сибири, в том числе шаманские песни и вообще много чего знала. Также у нее было много друзей и родственников в Туве,  Хакасии и других местах Сибири.

Вообще,  раньше, и не только в советское время, это было нормально – расти у бабушек-дедушек. А в Азии всегда довольно крепкие родственные отношения, так что жить или гостить даже у самых дальних родственников вполне естественно.

- Ваше развитие в отрочестве выглядит традиционным: народное отделение музыкального училища, работа в филармонии, а потом снова сбой матрицы: горловое пение, начало экспериментов. Как это произошло?

- Во время работы в филармонии я подружился с двумя певцами – мастерами горлового пения, работавшими вместе со мной в одном коллективе. Именно при них я начал пробовать петь сам. Они подсказывали, исправляли ошибки, делились своим опытом и приемами из своей техники исполнения. Так что в начале восьмидесятых я начал экспериментировать в области смешивания горлового пения с роком.

Брайан Ино и свердловские рокеры

- Еще совсем молодым музыкантом вы получили приз Брайана Ино. Наверное, это было хорошим толчком к развитию?

- Да, для меня лично это стало, в первую очередь, моральной поддержкой, подтверждением того, что я иду верной дорогой, и, конечно,  стимулом для продолжения поиска своего стиля, звука, манеры исполнения, да и творчества вообще. Призами были всего-то портативный кассетный магнитофон и микрофончик - но они были очень хорошего качества, тем более «от Брайана Ино». На тот магнитофон я тогда записал очень много звуков, мелодий, песен… и пение своих родственников.

- Как и почему вы соприкоснулись с русским роком 90-х, с самым его безумным экстатическим эпицентром? Были ли вы лишь «экзотической краской», или ваше содружество с рокерами оказалось глубже, существеннее: слом в сознании, новые веяния…

- Первое соприкосновение с роком у меня было в конце 1970-х, когда мы с друзьями начали обмениваться записями. Думаю, тут ничего оригинального не было: все как у многих в Советском Союзе. А вот потом, в 1987, на стажировке в Свердловске,  в творческой мастерской эстрадного искусства при филармонии, я столкнулся с русским роком лично. Это был не только уральский рок, но и вообще русский, и даже западный, так как местный рок-клуб проводил фестивали с участием многих приглашенных. В итоге в 1989 году я уволился из тувинской филармонии,  вернулся в Свердловск и прожил там полтора года. Наверное, в то время у меня уже вызрела своя концепция этно-рока или может, тувинского рока, к тому же я тогда записал в ДК «Урал» свой первый настоящий кассетный альбом «Призрак беды». Думаю, что местные рокеры уже тогда не воспринимали меня «экзотикой». В Свердловске я написал много песен и начал с ними выступать, тогда еще сольно.

             «С шаманизмом не заигрываю»

- Горловое пение у нас, жителей средней полосы России, ассоциируется с чем-то крайне загадочным, со смутными и грозными шаманскими ритуалами. Насколько крепка связь с корнями? Ваше пение – всего лишь пение?

- Согласен, что и для русских и для западных людей каргыра и горловое пение вообще ассоциируется с шаманизмом и тибетским буддизмом, хотя в Туве это вполне традиционное, даже бытовое пение. В своей музыке с шаманизмом не заигрываю, но с шаманами общаюсь. Есть пара  песен о шаманах, точнее даже, это песни шаманов. В пение вкладываю энергию и думаю, что любое пение должно быть не «просто пением».

- Насколько трудна техника горлового пения? Как не сорвать связки в первые же пятнадцать минут? Где этому учат?

- Вначале всегда трудно что-то делать, потом легче, если пройдешь первый этап. Начинать надо постепенно, главное – понять, как это делается, понять отличие от обычного пения. Раньше специально нигде не учили, все передавалось устно. Сейчас в Туве есть классы даже в детских музыкальных школах и отделение в колледже.

- Так кто же вы на самом деле? Это вопрос в том числе и о музыке.

- У меня есть такая песня, где в припеве поется: «А я кочевник, но играю рок – тувинский рок!» Надеюсь, что у меня получилось органически смешать разные традиции - рок и тувинское горловое пение. В какой-то степени я музыкальный посол Тувы в мире, проводник ее музыки и наоборот, проводник рок-музыки в Туву. Хотя я сейчас интересуюсь больше традиционной музыкой народов мира.

Приведу цитату поэта Арсения Тарковского, на мой взгляд, относящуюся и ко мне.

« Я - Человек, я посредине мира,

За мною мириады инфузорий,

Передо мною мириады звезд.

Я между ними лег во весь свой рост -

Два берега связующее море,

Два космоса соединивший мост…»

 Мария ФЕДОТОВА.

Справка «НН»

Народный артист Республики Тыва Альберт Кувезин родился в 1965 году в Кызыле (столице Тувинской АССР). Детство провел в поездках по Туве, Хакассии и Алтаю вместе с бабушкой - любительницей путешествий.

После окончания школы начал играть на гитаре в местных рок-группах, репертуар которых составляли в основном композиции Deep Purple, Uriah Heep и Pink Floyd.

Окончил музыкальное училище по классу контрабаса, работал в Тувинской филармонии в качестве бас-гитариста.

С 1990 года успешно выступает на международных конкурсах и фестивалях.

В 1992 году создал культовую музыкальную группу «Ят-Ха». В том же году стал одним из основателей не менее знаменитой группы «Хуун Хуур Ту». Так же Альберт Кувезин сотрудничал с группами «Алиса», «Неприкасаемые», многими другими.

Артемий Троицкий сказал так: «На земле есть два уникальных голоса, и они принадлежат Паваротти и Кувезину».

Следите за нашими новостями в удобном формате