Уличные волчата

Уличные волчата

Суховатый язык официального документа не дает представления о колоритной личности Сережи Малахова. Это подлинное дитя новой России родилось в ноябре 1995 года, так что криминальную свою карьеру начал мальчишка в неполные десять лет.

Вехи его биографии

"Несовершеннолетний Малахов (это имя, как и все прочие, изменено. - Авт.) состоит на учете в ПДН 3 ГОМ УВД г. Нижнего Новгорода с 21 сентября 2005 года. За этот период органами внутренних дел… восемь раз рассматривался вопрос о привлечении его к уголовной ответственности. Однако каждый раз уголовные дела прекращались либо в возбуждении уголовного дела отказывалось… ввиду недостижения им возраста, предусмотренного статьей 20 УК РФ…" (из постановления Автозаводского районного суда).
Покуда его подвиги ограничивались кражами, соучастием в грабежах и разбоях (и эпизодов-то его деятельности было не восемь, а гораздо больше; это попадался он восемь раз!), это еще было "в рамках". Однако в последний раз Сергей был задержан за убийство.
Собственно, расписывать Серегин последний подвиг, наверное, незачем, и не только по этическим соображениям. Была обычная детская ссора с восьмилетним приятелем. В процессе оной Сергей выхватил нож, а его "враг" якобы героически полез в драку и сам напоролся на лезвие. То есть что-то среднее между "нормальным" убийством и несчастным случаем. Взрослых свидетелей преступления не было, а на детей в подобных случаях расчет невелик. Да и что там выяснять-то: личность убийцы известна, а сделать с ним что-либо серьезное все равно закон не велит… Так что постановлением суда парень был отправлен на три года в спецшколу (об этом позже), а его 29-летнюю мать, судя по всему, лишат родительских прав. Вот и все…

Месяц в приюте - и свобода

Несколько лет назад Автозаводский район был в шоке: ночью в парке был обнаружен труп рослого, крепкого парня, кандидата в мастера по пожарно-прикладному спорту. На теле было 36 крестообразных ранений, нанесенных простым ножом. Дело грозило зависнуть качественным "глухарем", если бы не случайность. Совершенно "ненарочно" тогдашний начальник "убойного" отдела РУВД майор милиции Иван Березин встретил на улице 13-летнего Диму. Опер и сам потом не мог объяснить, почему произнес он, схватив мальчишку за шиворот: "Ты зачем мужика убил?" И был страшно удивлен, когда пацан со спокойной улыбкой ответил ему вопросом на вопрос: "Дядь Вань, а ты откуда знаешь?" "Я вообще-то пошутить хотел", - говорил впоследствии Иван.
Выяснилось, что Дима и еще двое мальчиков, изрядно нанюхавшись клея и выпив бутылочку водки, купленную для них знакомым бродягой, решили кого-нибудь ограбить. Жертву свою выследили, ударили сзади валежиной. Тот упал. Во время экскурсии по карманам обнаружили алую "ксиву". "Господи, да это ж мент!" Ну, раз мент - значит, надо убивать. Бездыханное тело оттащили в кусты и нанесли ему несколько десятков ножевых ранений - пока не умер. Дима совершенно спокойно рассказывал сыщикам о том, что наносил по два удара в одно место, "рисуя" на теле крестики. А на вопрос "зачем" хладнокровно ответил: "Чтоб красивше было!"
…Через месяц все трое малолетних убийц вернулись на улицу: возраста достижения уголовной ответственности они к тому времени еще не достигли.
…На том же Автозаводе на утренней, еще безлюдной автобусной остановке был убит рабочий ГАЗа, ожидавший транспорта. Старшему из компании убийц было 10 лет. Найденную в кармане жертвы 50-рублевую купюру пацаны истратили на шоколадку, а снятые с ног кроссовки продать не успели.
Опять Автозавод. На бензозаправке стаей малолеток убит водитель иномарки: за что - неизвестно никому, и меньше всех - убийцам. Месяц в приюте, затем - свобода!

"Молодая гвардия"

Как ни жутко это прозвучит, но описанные выше юные убийцы - это не самый "ценный подарок", преподнесенный нам эпохой безвременья. Хуже другое: уголовный мир давно уже понял простую вещь: то, что нельзя взрослому, безнаказанно может совершать подросток, не достигший четырнадцати. И появляются детишки, которые никого за драные кроссовки не убивают, есть у них дела посерьезнее.
Был, например, некий Вася. Едва выучившийся разбирать буквы мальчишка умел тем не менее превосходно водить автомобиль. Потому использовался братвой для угонов машин.
Действовал Вася умно: если кто-то из милиционеров обращал внимание на непристойно юное лицо водителя какой-либо иномарки или (хотя и реже) хозяева вовремя засекали, что их "ласточка" улетела, оставив на память лишь запах бензина, милый ребенок с не менее милой улыбкой признавал свое поражение. Останавливался, выходил из машины, не сопротивляясь, плелся в отдел… На вопрос, почему он не пытается, "спалившись", скрыться, воришка отвечал: "А зачем рисковать? Погонитесь, еще чего доброго стрелять начнете. А так - что вы мне сделаете? В угол поставите? А я до вечера другую машину свистну!" "Погоди, вот исполнится тебе 14 лет!" На эту стандартную милицейскую угрозу Вася отвечал с той же улыбочкой: "Не, начальник, после 14 я завяжу! Не дурак…"
Другой хлопчик, еще более продвинутый, использовался братвой для переговоров с фирмами, которые оная братва желала взять "под охрану". Он же и дань собирал для рэкетиров с "охраняемых" фирм. Жаловаться на него коммерсантам было бесполезно и очень опасно: ему-то ничего не будет, а вот старшие товарищи могут обидеться… (И обижались!) Этот же мальчик, кстати, заявил как-то раз старшей сестре, пытавшейся его воспитывать: "Накраду вещей, приволоку домой и "засыплюсь". А потом на тебя свалю, сядешь!" Сестра, замужняя, положительная, работающая женщина, братишку своего боялась как огня. А милиционеры ничего не могли с пацаном сделать: не положено.
Ну и последний пример. Жила в Нижегородском районе семья Алимовых. Детей там было двузначное количество, но самым колоритным был Сережа по кличке Рэкет. Этот парень, кроме сборщика дани для старших товарищей, был еще и замечательным вором-домушником. Рассказывали милиционеры (дело прошлое), что, когда количество "глухарей" начинало зашкаливать за все мыслимые пределы, тащили пацана в управление. Там он давал расклады на десяток-другой краж, совершенных им, - к общему удовольствию. В милиции поднимался процент раскрываемости, а сам парень спокойно шел домой - ничего сделать ему нельзя было… (Сейчас Сергей уже совершеннолетний. Не исправился, сел за разбойное нападение. И сейчас сидит. Так что это имя подлинное.)

Попытка резюме

В России сейчас более 750 тысяч одних только беспризорных. Ребят, официально "призорных", родители которых думают обо всем на свете, кроме своего ребенка, минимум вдвое больше. Слишком было бы просто в очередной раз порассуждать о том, что, кроме улицы, подростку сейчас и податься-то некуда, что гуманность наши законы проявляют к преступникам, а не к их жертвам, что права детей, подобных нашим героям, мы норовим осуществить за счет других детей, нормальных.
Поговорим лучше о другом. При советской власти существовали общеобразовательные школы закрытого типа, куда можно было вовремя отправить сильно "продвинутые" экземпляры, не достигшие возраста уголовной ответственности. Есть они и сейчас. Однако насколько трудно туда попасть, можно видеть по судьбе героя начала наших заметок: покуда не совершил парень убийства, никто его тронуть не мог. То, что он "неоднократно уходил из дома, приюта, склонен к бродяжничеству", что его родительница "ненадлежащим образом занимается воспитанием, содержанием и обучением сына" - все это не давало права органам изолировать его. Пришлось ждать, пока он убийство совершит…
Но даже и убийство, совершенное не достигшим 14 лет ребенком, не обязательно влечет за собою направление в спецшколу. Ребенок должен не иметь заболеваний, которыми сплошь и рядом страдают уличные волчата. Кроме того, обучение его в спецшколе должен оплачивать районный бюджет, у которого попросту может не оказаться денег. А речь идет о сотне тысяч рублей в год… Так что ничего удивительного, что в 90-е, например, спецшколы просто не функционировали из-за недофинансирования.
Сейчас дело понемногу налаживается. Хотя бы за убийства начинают изымать юных хищников из оборота. И хотя бы после убийств, совершенных детьми, лишать родительских прав их родителей.
Однако за преступления менее тяжкие, чем убийства, наказание стандартное: на месяц помещают ребят в приют - и отпускают для новых "подвигов".
Игорь ГРАЧ.

Следите за нашими новостями в удобном формате