Работа ищет человека

Работа ищет человека

В Нижегородской области с каждым кварталом становится все меньше рабочих рук. Повальное увлечение высшим образованием и ужасающая демографическая ситуация девяностых годов прошлого века все чаще и чаще напоминают о себе в повседневной жизни. Вот и по итогам первого квартала текущего года количество работающих на крупных и средних предприятиях области сократилось еще на 11,5 тысячи человек. Таким образом, за исключением частных и индивидуальных предпринимателей, которые, чего греха таить, общую погоду не делают, на благо области продолжают трудиться лишь чуть более миллиона человек. По крайней мере, именно цифру в 1,067 миллиона работающих обнародовал Нижегородстат.

Ни о каких массовых сокращениях, которые были характерны для периода "накопления стартового капитала олигархами", речи не идет. Наоборот, только в первом квартале на дополнительные рабочие места были приняты четыре тысячи семьсот нижегородцев, в то время как "по сокращению" было уволено лишь четыре тысячи.

Говорить о безработице, как о мешающем факторе, тоже не приходится
- вот уже который год подряд численность тех, кто живет на пособие, в нашем регионе самая низкая в ПФО. Причем эта цифра еще и снижается. И даже если умножить сегодняшний официальный показатель в 18 тысяч человек, ищущих работу (данные первого квартала), на восемь и получить в итоге реальную картину безработицы, это все равно капля в море.

Рабочие руки просто уходят на заслуженную пенсию. На смену же им прийти просто не кому. Пожалуй, наиболее плачевно сегодня обстоят дела в сельском хозяйстве и в промышленности. И если АПК у нас уже давно и прочно увяз во все возрастающем количестве проблем, то вот промышленники наоборот, по крайней мере в экономическом плане, чувствуют себя неплохо. Растут объемы производства продукции, зарплата, сборы налогов в бюджет.

Но при всем при этом только в период с 2000-го по 2004 год нижегородские заводы и фабрики потеряли 26,7 процента своих сотрудников. То есть уволился фактически каждый четвертый рабочий. И в основном тоже не по сокращению, а по собственному желанию, читай вышли на пенсию. Сто тысяч человек за четыре года - это все-таки перебор.

За этот период в топливной промышленности персонал сократился на 60 процентов, в стекольной промышленности - на 48, в машиностроительном комплексе - на 32,6. Та же тенденция наблюдалась и в 2005 году, наблюдается и в 2006-м.

Полноценного кадрового голода у нас сегодня пока что нет. Но, по прогнозам специалистов, если ситуация и дальше будет развиваться в том же ключе (а пока незаметно того, что в ближайшем будущем что-то кардинально изменится), то уже к 2010 году российские предприятия не смогут нормально развиваться.

Конечно, научно-технический прогресс и повальная модернизация производства могут замедлить этот процесс. Однако пока еще очень далеко до того момента, когда машина сможет полностью заменить человека. Рабочие руки еще очень долго будут оставаться самой большой ценностью. Советский лозунг "кадры решают все" по-прежнему актуален.

Пока же действительно получается, что не человек ищет работу, а она его. По всему Нижнему Новгороду вот уже который месяц висят баннеры "примем на работу водителей мусоровозов". Зарплату обещают более чем неплохую - 15 тысяч рублей или в два с половиной раза больше, чем получает работающий среднестатистический житель области. Но судя по тому, что никто эти растяжки снимать не собирается, желающих не много.

Миллион с небольшим работающих на три с половиной миллиона населения Нижегородской области - цифра катастрофически маленькая. Особенно если учесть, что работать за троих нижегородцы явно не смогут. Все экономические успехи Нижегородской области за последнее время не могут поднять на нужную высоту общий уровень жизни наших жителей. Не случайно практически две трети нижегородцев живут сейчас на сумму меньшую, чем составляют среднестатистические доходы всех жителей.

Для того чтобы регион нормально развивался, требуются рабочие руки. И не просто руки, а квалифицированные. До тех пор, пока они будут уходить на пенсию быстрее, чем появляются молодые специалисты, проблему не решить. Даже если платить по 250 тысяч за каждого новорожденного и спровоцировать демографический взрыв. Одна надежда - на гастарбайтеров. Так уже живет вся старушка Европа. Но, может, в этой ситуации мы уйдем от западных стандартов и найдем свой путь?

Андрей КОТУНОВ.

Следите за нашими новостями в удобном формате