Теперь максимальный размер вознаграждения, который торговые сети могут получать от поставщика за приобретение у него продовольственного товара, уменьшен с 10 до 5 процентов. Причем сюда уже включены плата за оказание услуг по продвижению товаров, по логистике, по подготовке, обработке, упаковке продукции и т.д.
Прыжки цен пресекут?
Изменения в ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в РФ" и КоАП РФ вступили в силу 15 июля 2016 года. Договоры поставки, заключенные до этой даты, должны быть приведены в соответствие к 1 января 2017 года. В противном случае они утратят силу. Соответственно топ-менеджеры отдельных федеральных сетей стали предрекать "турбулентность цен" на продукты в начале 2017 года. Ведь сети должны перестраивать бизнес, а это сулит им расходы.
Возникает закономерный вопрос: не попытаются ли сети переложить недополученную выгоду (то есть "недостающие" 5 процентов) на плечи покупателей? Не взлетят ли в очередной раз цены? Тем более что, как известно, максимальные пределы торговой накрутки сетей в отношении покупателей не лимитированы.
- Я думаю, что риска повышения цен нет. Нижегородцы демонстрируют очень прагматичное поведение в отношении приобретения продуктов, - отмечает Михаил Теодорович, руководитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Нижегородской области. - Они давно уже практикуют поиск выгодной цены, не хватают то, что дорожает как исчезающее с прилавков. И вообще, дергания и прыжки вокруг справедливой цены по большому счету ничем не кончатся. Мы такую историю наблюдали на фоне санкций, антисанкций, пожаров-2010 и прошли тот этап, когда это может стать риском для бюджета рядового нижегородца. Мы совместно с прокуратурой в состоянии не дать сетям развернуться в обратную сторону.
Большие ожидания мы связываем и с развитием конкурентной среды, с появлением альтернативной, несетевой торговли. Эта ниша должна развиваться. Но и сейчас не исключено, что некоторые торговые сети пойдут по пути ценовой стабилизации, а в каких-то товарных группах даже снижения стоимости товаров.
Применят санкции
- Новый закон предусматривает, что у поставщика не будет никаких входных бонусов, оплачивается услуга, а не право на ее оказание, - подчеркнул Михаил Теодорович. - К тому же информация о том, как стать партнером той или иной сети, должна быть максимально публичной. Это делается для удобства обеих сторон.
- Также сокращается максимальный срок отсрочки оплаты торговыми сетями поставщикам полученных у них продуктов (если договор вообще предусматривает такую отсрочку): с 10 до 8 дней для товаров со сроком хранения менее 10 дней, с 30 до 25 дней для продтоваров, годных от 10 до 30 суток, и с 45 до 40 дней для продуктов со сроком годности свыше 30 дней и для отечественной алкогольной продукции.
Кроме того, введен запрет на взимание с поставщиков продовольствия так называемого "входного билета" - платы за право поставок своего товара в открываемые торговые объекты - за изменение ассортимента продуктов. Кстати, по официальным данным, такса за "входной билет" составляла до 10 процентов, в реальности же до 20 и более от стоимости товара.
А еще с двух месяцев до года увеличивается срок давности привлечения к административной ответственности за нарушения законодательства об основах государственного регулирования торговой деятельности.
- То есть теперь санкции становятся реальностью. И "награды" найдут своих "героев", - прокомментировал глава регионального УФАС.
Кстати, штрафы на сей раз исчисляются миллионами.
Ольга СИНИЧКИНА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.