Знакомо ли вам имя Антуана Луайе? Скорее всего, нет. Неудивительно: даже люди, сведущие в истории музыки, в тот день услышали имя французского композитора впервые. На специальной лекции о нем увлекательно рассказывал художественный руководитель и альтист квартета "Prima Vista" Бодим Жам.
Антуан Луайе служил в гвардии Людовика XVI, а в начале XIX века десять лет жил в России: служил музыкантом при императорском дворе в Санкт-Петербурге и пользовался широкой известностью. Все же, будучи талантливым гитаристом и композитором, он выбрал карьеру военного (ведь эпоха была неспокойной), но с музыкой не расставался даже в военных сражениях.
Сначала на сцену вышел Мигуэль Гарау с пьесой "Русские мотивы" для гитары соло. Затем к гитаристу присоединилась скрипачка Эльжбета Гладис; выступая в роли привычного для нас рояля, гитара мягко подхватывала мелодию и чутко аккомпанировала ей.
Среди произведений, звучавших в программе, было Трио для гитары, скрипки и альта, единственный экземпляр партитуры которого был найден музыкантами в библиотеке конгресса США в Вашингтоне. Кстати, в уникальной партитуре недоставало партии альта, и Бодим Жам, исследующий творчество Луайе, сам восстановил ее по партиям гитары и скрипки.
Кульминацией вечера стал выход на сцену всех пяти музыкантов в Концерте для гитары и квартета все того же Антуана Луайе, звуки которого живо рисовали в воображении картину светского праздника. Думается, надень французские гости парики и ливреи, мы вряд ли отличили бы их от собратьев по ремеслу из XIX века.
Кроме произведений Луайе, слушатели имели уникальную возможность познакомиться с Квартетом Жоржа Онслоу (современники называли его "французским Бетховеном"), а на "бис" музыканты преподнесли сюрприз. Будучи родом из Аргентины, Мигуэль Гарау не смог обойти вниманием музыку своей родины. Со струнным квартетом аргентинское танго прозвучало необычайно страстно и темпераментно.
Юлия АЛЕКСАНДРОВА.