Закончился сезон теплоходного отдыха, который опять, как и в прежние годы, становится все более востребованным. По себе и своим знакомым сужу: хотя бы три-четыре дня отдохнешь на теплоходе - и то воспоминаний и впечатлений на целый год хватает.
Последние и предпоследние рейсы были заполнены в большинстве своем пенсионерами. Туроператоры делают осенью пенсионерам значительные скидки. И хотя поездка тоже получается недешевой (по три-три с половиной тысячи рублей за день), люди охотно идут на такие траты. В поездке вам обеспечат не только комфортное пребывание на теплоходе, но и предложат разнообразные культурно-развлекательные мероприятия. У нас, к примеру, давала ежедневно концерты скрипачка Елена Томина.
Но есть и замечания. В стоимость путевки, как правило, экскурсии не включаются, их надо заказывать и оплачивать отдельно. А это немалые суммы. Для посетивших Соловецкие острова нынешней осенью эта прибавка составила более семи тысяч рублей. Экскурсия по небольшому городу Елабуга стоила 800 рублей. Чуть дешевле обходится знакомство с волжскими городами Чебоксары и Казань. Для экономных пенсионеров это накладно. Но ведь многие из них имеют право на скидки на билеты в музеи в 50 процентов, а инвалиды (их тоже среди экскурсантов большинство) вообще могут посещать бесплатно.
Претензий к питанию обычно бывает немного. А вот количество предлагаемой пищи… В первом случае на нашем теплоходе, например, оно обходилось в 1450 рублей. Узнав об этой сумме, пенсионеры обычно ахают: ну кто из них тратит такие деньги на ежедневную еду, даже очень вкусную и разнообразную. На теплоходе, понятно, не столовая, а ресторан, потому и цены такие. Приходится мириться, раз нет другого выхода.
Впрочем, выбор есть: можно отказаться от завтраков, тогда платить надо чуть меньше. Так и делают большинство туристов-ветеранов и не только из экономии. Утром многие предпочитают чай или кофе с печеньем или бутербродом. Хорошо бы и кашки поесть, но в каюте с этим сложнее. Обед дают сытный, с мясными блюдами, салатами и даже с десертом. Поешь - и больше за целый день ничего не надо. У пожилого человека, мало двигающегося, потребности уже не те, что в молодости. Ну, может, опять чай или молоко к вечеру.
Но - нет! Радио зовет на ужин. А время уже позднее, скоро спать. А на столе опять тарелки с салатом, мясными закусками, выпечкой. Как ни жалко, а половину предложенного приходится оставлять для мусорного ведра.
Но ведь можно было и по-другому организовать питание, хотя бы вот для таких ветеранских рейсов. Ресторан мог бы заранее пригласить нас в турфирму и принять заказы хотя бы на первые три дня пути. Возможно, выручка станет меньше, однако и ветеранские путевки подешевеют. Значит, туристов станет больше, потому что для многих даже пятнадцать-двадцать тысяч рублей выделить на свой отдых бывает нелегко. Но, сэкономив на питании, они так же замечательно и интересно могли бы отдохнуть вместе со своими сверстниками.
А заполняемость теплоходов была везде недостаточная: пятьдесят - сорок - тридцать пять процентов свободных мест! Есть о чем подумать организаторам туров.
Валентина АБРАМОВА.