Нижегородский Камерный театр был выбран для встречи не случайно – в ноябре прошлого года на его сцене был поставлен музыкальный детектив Журбина «Мышеловка» (кстати, первый музыкальный детектив в мире) по одноименному роману Агаты Кристи. В период подготовки спектакля маститый композитор (кстати, автор первой отечественной рок-оперы «Орфей и Эвридика», занесенной в Книгу рекордов Гиннеса) дважды был в Нижнем Новгороде, встречался с труппой и постановщиками мюзикла. Так что его появление перед нижегородской публикой выглядит вполне логично.
Композитор Журбин был главным, но отнюдь не единственным героем вечера. Ведь еще был концерт, в котором артисты Камерного театра Сергей Миндрин, Лада Карионова и Марина Степанова исполняли фрагменты из «Мышеловки». И еще, согласно законам жанра, активными участниками творческой встречи стали зрители (зал был полон, а концерт прошел с большим успехом).
И еще (сюрприз!) впервые на нижегородской театральной сцене был проведен технико-художественный эксперимент – компания «ТрансТелеКом» осуществила телемост, соединивший зал Камерного с московской студией. В числе гостей студии был Михаил Барщевский - известный адвокат, общественный деятель и постоянный участник телепрограммы "Что? Где? Когда?», так что нижегородцы активно задавали ему вопросы в режиме реального диалога. Хранитель традиций игры "Что? Где? Когда"? получил приглашение приехать в Камерный театр послушать «Мышеловку» (в ответ на предложение адвокат сообщил, что с Нижним Новгородом у него связаны самые теплые ностальгические воспоминания, и он с удовольствием приедет вновь). Михаил Барщевский действительно неоднократно бывал в Горьком - Нижнем Новгороде, путешествуя на теплоходе. Интересно также, что в планах Камерного театра – постановка очередного, нового мюзикла Журбина по рассказу Барщевского «Последняя любовь».
Александр Журбин – один из самых разносторонних творческих людей современной России. Многое попробовав в жизни, завоевав Америку, несколько раз начиная жизнь с нуля, сегодня он считает своим главным делом именно композицию:
«Я попробовал себя в самых разных ипостасях: продюсер, журналист, лектор, писатель - да кто угодно. Но в последнее время стараюсь заниматься только сочинением музыки, и считаю, что это у меня получается лучше всего. Я хочу заниматься любимым делом – сочинять музыку».
Его творчество развивалось в двух направлениях. Одно из них широко известно и любимо народом: это «легкая» музыка – песни, музыка к кинофильмам, среди которых «Эскадрон гусар летучих», «Московская сага», мюзиклы… Другое направление менее известное, но не менее важное – это музыка в серьезных жанрах: симфония, соната, концерт, квинтет, кантата и прочие. «Без опыта серьезной музыки никогда не сочинишь настоящую музыку для людей - не пошлую, а высокого класса», - говорил композитор.
Столь серьезное отношение к профессии неудивительно, если вспомнить о великолепной школе, которую довелось пройти Александру Журбину. Он окончил Ташкентскую консерваторию (по классу виолончели), затем – РАМ им. Гнесиных (по классу композиции) и аспирантуру Ленинградской консерватории (его диссертация посвящена симфониям Малера). Среди его учителей были Арам Хачатурян и Сергей Слонимский. Был в его жизни и еще один, «неофициальный», но самый главный педагог – Дмитрий Шостакович. «Мы, как сказал композитор Эдисон Денисов, сами имеем право выбирать учителей. И я считаю своим учителем Шостаковича, хотя формально никогда его учеником не был. Я находился под его гигантским влиянием. Тогда я жил в Петербурге, а он приезжал туда каждое лето. И мы с ним общались, я показывал свою музыку, он делал замечания. Шостакович был настолько мощной личностью, что несколько его касаний оставили глубокий след на всем моем творчестве».
Среди наиболее близких себе композиторов Журбин называет Брамса, Рахманинова, Малера, Бернстайна, Вайля, «The Beatles». «Независимо от того, что мне присудит история, - пишет он в предисловии к своей книге «Композитор, пишущий слова», - я-то сам чувствую себя вполне состоявшимся композитором. Я писал музыку, ориентируясь на высокие классические образцы, пытался так, как делали великие. Я искал родственные натуры и нашел их в Бетховене, Брамсе, Рахманинове, Шостаковиче, Верди, Альбане Берге, Курте Вайле, Джордже Гершвине…».
Любимые современные композиторы Журбина – это Алексей Рыбников, Григорий Гладков, Эдуард Артемьев, Владимир Дашкевич. Автор «Орфея и Эвридики» даже создал собственную студию звукозаписи с девизом «Не попса». Там записывается музыка самого Журбина и сочинения его друзей-композиторов. Руководитель студии уверен, что для хорошей музыки и хороших стихов всегда найдется своя аудитория.
Анна ФОРТУНОВА.