На приеме в поликлинике изо дня в день повторяется одна и та же картина: врач большую часть времени занят тем, что, не поднимая головы, заполняет медкарту, и у него порой уходит на это времени больше, чем на пациента. Сам же пациент уходит от него в недоумении: чего он там понаписал?.. Узнать, что именно, теперь не должно составить труда.
Халтуру не скроешь...
27 ноября вступает в силу приказ Минздрава, по которому врачи поликлиник по просьбе больного должны будут показывать записи, которые были сделаны во время приема. Получить на руки свои медицинские карты пациенты смогут в течение 30 дней, а ознакомиться с ними можно будет в специально отведенном помещении.
Это очень важная в плане соблюдения прав пациента мера, но отнюдь не достаточная, уверен президент Лиги защитников пациентов Александр Саверский. Он считает, что больной должен подтвердить согласие с назначенным лечением и расписаться прямо в карточке. И хоть врачи вряд ли будут в восторге, это может обеспечить им безопасность при возникновении конфликтной ситуации.
Как будет внедрено в жизнь нововведение, пока не очень понятно. Не увеличится ли в связи с этим время приема, сомневаются эксперты. И насколько данное нововведение заставит врачей точнее записывать жалобы пациентов и не халтурить во время осмотра?
- Пришла на профилактический медосмотр. Врач помогла заполнить положенную анкету. Не измеряя кровяное давление, вписала несуществующие показания. И это не первый случай медицинских приписок, с которыми я сталкивалась, - рассказала нижегородка Ирина Кротова.
Дабы подобных и других приписок не существовало у пациентов, благодаря приказу Минздрава и будет возможность это проконтролировать.
Собственность поликлиник
Карточка пациента является первичной медицинской документацией и на руки пациенту не должна выдаваться. В кабинет врача ее обязана заносить медсестра. Как разъясняют в министерстве здравоохранения Нижегородской области, медицинская карта - собственность лечебного учреждения, а не пациента. В соответствии со статьей 79 ФЗ № 323 "Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации" в обязанности медицинских организаций входит учет и хранение медицинских документов. Это значит, что карты должны храниться только в поликлиниках.
Как же быть, если есть необходимость проследить историю болезни? Например, нужна консультация в другой больнице. До сих пор система работала по-другому: больной мог получить на руки свою медкарту, где отражены данные о состоянии его здоровья, но только по заявлению на имя главврача.
Теперь установлен максимальный срок, в течение которого его заявление должно быть удовлетворено, - не более чем в 30 дней. Но эксперты считают, что месяц - это слишком долго, особенно если речь идет о необходимости проверить поставленный диагноз и изменить схему лечения.
По словам члена общественного совета Минздрава Сергея Лазарева, врачи до сих пор весьма неохотно выдавали амбулаторные карты, подозревая, что их хотят уличить в непрофессионализме. Да и с записями некоторые из них не слишком усердствовали. А выглядеть в глазах пациентов не совсем добросовестными работниками вряд ли кто желает.
Евгения АЛЕКСАНДРОВА. ФотоАлександра ВОЛОЖАНИНА.
А как у них?
В Эстонии действуют электронные карты. Это удобно: в компьютер заносятся все анализы и визиты к любым врачам. При таком порядке потерять или забыть какую-либо информацию о пациенте невозможно.