Увы, смерть не стучится деликатно в дверь, у нее свой график работы. В одном из офисов она и настигла пожилого человека. Прошел час, другой, а непокрытое тело так и лежало на пыльных ступенях. В нашем городе подобные случаи происходят часто. На улицах, в транспорте и в других общественных местах уходят в мир иной и добропорядочные граждане, и бомжи. И везти умерших в морг все равно придется. Кто в Нижнем занимается перевозкой неопознанных умерших в общественных местах без криминального подтекста и почему никто не спешит за печальным "грузом"?
Чур меня, чур меня!
Раньше неопознанные трупы подбирала "скорая помощь". Но эту обязанность с нее сняли в конце 2005 года. Конечно, медики должны спасать живых, а не заниматься перевозкой мертвых. Кстати, тогда же две машины с бригадным составом были переданы городскому комбинату ритуальных услуг населению (КРУН).
Однако Владимир Ворошуха, директор КРУНа, открестился от "неудобных" трупов. По словам Владимира Вячеславовича, за год в областном центре умирает около 20 тысяч жителей, которых хоронят, как правило, на Стригинском, Новосормовском и Федяковском кладбищах. А доставляют КРУНовцы в морги лишь "паспортных" усопших - умерших либо в больницах, либо в собственных квартирах.
Пост у тела
Следующий визит - в милицию. Заместитель начальника контрольно-методического отдела Управления по организации дознания милиции общественной безопасности ГУВД по Нижегородской области Сергей Седов отрапортовал:
- Подразделение, которое занимается перевозкой неопознанных трупов на улицах или в общественных местах, относится к ведению бюро судебно-медицинской экспертизы (подчиняется департаменту здравоохранения Нижегородской области. - Авт.). Умер, к примеру, бомж на улице. Заметившие труп граждане звонят в милицию. Прибывший дознаватель убеждается, что криминала нет, и обязан отправить труп на вскрытие. Это положено по закону. Мы выставляем пост у тела. Дознаватель или вызванный ППСник ждет приезда "ГАЗели" (кстати, всего две машины, а по "уличным" трупам работает одна) и доставляет тело в Автозаводский морг.
- Дожидались иногда и по три дня. Стоим и в жару, и в холод, - добавляет масла в огонь заместитель начальника отдела расследования преступлений Евгений Коротков. - Трамвай, бывает, целый день ездит с трупом - водителю деньги надо зарабатывать. И пока граждане не расшумятся, так и едут живые люди с покойником.
Круг замкнулся?
Пока готовился материал, куда мы только не обращались, чтобы выяснить: за кем же числится пресловутая "труповозка". На наш вопрос судмедэксперты ответили, что их дело не перевозить трупы, а вскрывать их. А ответ, пришедший из департамента здравоохранения Нижегородской области за подписью первого заместителя директора Ирины Переслегиной, гласит: "По факту внезапной смерти (в том числе и без видимых криминальных причин) проводится дознание следственными органами и назначается экспертиза. Согласно статье 19 Федерального закона № 73-ФЗ от 31 мая 2001 года "О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ" основаниями производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении являются определение суда, постановления судьи, лица, производящего дознание, следователя или прокурора. Орган или лицо, назначившее судебную экспертизу, представляют объекты исследований и материалы дела, необходимые для проведения исследований и дачи заключения эксперта.
Согласно статье 10 того же Федерального закона объектами исследований являются вещественные доказательства, документы, предметы, животные, трупы и их части, образцы для сравнительного исследования, а также материалы дела, по которому производится судебная экспертиза.
Таким образом, согласно существующему законодательству доставку трупов людей на судебную экспертизу в экспертное учреждение осуществляет лицо, назначившее экспертизу".
Так что милиция указывает на судмедэкспертов, департамент здравоохранения области, в ведении которого находятся последние, кивают на милицию. По иронии судьбы на деле оказалось, что неопознанными бывают не только трупы, но и труповозки.
Ольга ГОГУЛЕНКО.