Сюрпризы Модерна

Сюрпризы Модерна

Среди многих гастролей, случившихся нынешней осенью, приезд этого театра - особый случай. "Модернъ" в Нижнем впервые, и жители города, наверное, первый раз имели возможность познакомиться с театром, который настойчиво и последовательно придерживается одного стиля, заявленного в названии. Это стиль художественного руководителя театра Светланы Враговой - стиль, который довольно туманно называют "стилем рубежа XIX - XX веков".
Сцена "Комедiи" на показах спектаклей преображалась до неузнаваемости. В "Путешествии маленького принца" были сияющие синие шары-планеты. В "Петле" - обстановка запущенного эмигрантского быта 1930-х годов: чердак, старый плюшевый диван, лестница и… петля под потолком. В "Моих дорогих мужчинах" - тонкий минимализм, призрачные контуры любимого города, об имени которого каждый волен догадаться сам.
Драматургическая основа во всех пьесах безукоризненна: есть характеры, судьбы, интересные размышления о трагедии народа и трагедии личности. Философия Ибрагимбекова сложна, многослойна, а потому кто-то мог воспринять его "Петлю" как спектакль исключительно о любви, с подробным историческим фоном, а кто-то - как историческую драму, отразившуюся на судьбе отдельного человека, где любовь - лишь эпизод. В "Петле" судьба эмигранта отзывается в каждом из нас, потому что говорится в ней о патриотизме тихом, настоящем, некрикливом. Еще одно восхищает в этой постановке: необыкновенная музыкальность (причем все поется "вживую") и смелость музыкального ряда, где соседствуют церковный гимн "Ныне отпущаеши" и разнузданный, пронзительный цыганский романс, гусарский патриотический гимн и тихая лирика одинокой гитары.
О том, что игра актера направлена прежде всего к внутренним струнам каждого человека, рассказывал актер Сергей Пинегин на пресс-конференции. И его роли были единственными, которые что-то в душе задевали: он играл и простеца-ротмистра ("Петля"), которого жаль, и пьянчужку, мужа-подкаблучника ("Мои дорогие мужчины") - не только жалкого, но в чем-то и обаятельного. Остальные актеры - мастера "холодного клинка", даже в крике бесстрастные, расчетливые экспериментаторы. Особенно это относится к "приме" театра Елене Стародуб.
Без сомнения, "Модернъ" - красивый и полезный опыт "другого театра". И нижегородский зритель, приемлющий многое, отнесся к нему с пониманием и теплом, снова поставив нас перед вопросом, что же ему, зрителю, нужно - холодное мастерство или искреннее чувство?
Алина ЛИРИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате