Вот уже третий месяц подряд инфляционные процессы не очень-то будоражат нижегородцев. После январско-февральского прыжка индекс потребительских цен, нет, не замер на месте, но ведет себя более, чем сдержано. Вот и по итогам мая все и вся удорожало лишь на шесть десятых процента. По данным Нижегородстата за всю весну инфляция не вынула из кошелька жителей области и одного процента.
В мае активизировались цены на непродовольственные товары. Очередной рывок стоимости бензина (самая популярная марка А-92 подорожала на 30 копеек за литр) вкупе с повсеместным переходом на весенне-летнюю форму одежды (и как следствие взлету цен на ширпотреб) принесли в итоге в инфляционную копилку восемь десятых процента. Впрочем, вовсе не эта графа стала лидером по подорожанию.
Бензин и шмотки вещь, конечно, необходимая, но милее алкоголя, судя по всему, для наших граждан по-прежнему ничего нет. На этот раз стоимость спиртного подросла еще на девять десятых процента, но на спросе это никак не сказалось. Каждый пятый рубль из всех денег, которые уходят на продуктовую корзину оседает в карманах пивных и водочных королей.
Непосредственно продукты выросли в цене на четыре десятых процента. Вроде бы не много. Но, это как посмотреть. С начала года на еду каждому среднестатистическому нижегородцу приходится тратить уже на шесть с лишним процента больше. Учитывая, что "на это дело" уходит львиная доля всех семейных бюджетов приятного мало.
Труднее всего тем, кто жить не может без свежих, ну или хотя бы свежемороженых овощей. Только за первые четыре месяца цены на них тихой сапой поднялись в полтора раза (!). Для сравнения, наделавший в феврале много шума спичечный бум обернулся "лишь" подорожанием этого предмета первой необходимости на четверть. Весьма серьезно поднялась в цене мука, рыба и мясо. И если первые два товара, в силу сезонной специфики еще могут ближе к осени и подешеветь, то вот от говядины этого ожидать не приходится. Да, Нижегородская область занимает лидирующие позиции в ПФО по производству мяса. Но, проблема в том, что происходит это на фоне того, что само поголовье крупного рогатого скота сокращается. Причем не только по округу, но и по всей стране.
Только за четыре месяца наша область потеряла почти девять процентов от всего своего и так небогатого стада. Если тенденция сохраниться и в дальнейшем (а пока нет никаких предпосылок для того, что что-то изменится) то россияне, и нижегородцы не исключение перейдут уже полностью перейдут на аргентинскую говядину, а то и на мясо австралийских кенгуру (некоторые московские колбасные заводы уже сделали это). За морем же, телушка полушка, да рубль перевоз.
Впрочем, справедливости ради стоит сказать, что не смотря на сокращение КРС, а значит и молочных буренок цены на само молоко умудрились снизится - причем почти на пять процентов. Но то, что хорошо для простых нижегородцев-потребителей, не всегда оборачивается благом для аграриев. Именно низкие цены на молоко вкупе с подорожанием кормов и подталкивают руководителей ряда хозяйств на массовый забой скота.
Тем, кто не хочет в один миг из-за скудности кошелька сделаться вегетарианцем самое время перейти на курятину, которая даже на фоне инфляционного шквала подешевела аж на 17 процентов. Сказалось на ценах, скорее всего, даже не то, что люди несколько напуганы слухами о птичьем гриппе, а уж очень здоровая конкуренция среди нижегородских птицефабрик, которых к тому же подживают с запада "ножки буша".
Судя по выступлениям министра экономики и развития РФ Германа Грефа, который ни в какую не желает отказываться от своего обещания сдержать инфляцию на годовом уровне в девять процентов спасти положение должно то, что его усугубило - то есть продукты. Чиновник надеется на то, что летом, и особенно осенью цены на целый ряд товаров весьма серьезно снизятся.
В первую очередь речь идет о сезонном спаде стоимости овощей, главного возмутителя ценового спокойствия. К тому же уже сказали свое веское слова, и до будущего года по идее должны молчать тарифы на жилищно-коммунальные платежи. По сравнению с ростом которых все остальные подорожания смотрятся как мелкие шалости инфляции.
Если же этого не случится, то при нынешнем росте индекса потребительских цен, в лучшем для жителей Нижегородской области случае, годовая инфляция превысит 12,5 процента. То есть даже обгонит свою сестру образца 2005 года. Однако, подобное развитие событий (по опыту прошлого года, когда резво стартовавшие цены затем резко замедлили свой рост) маловероятно, но чтобы полностью его предотвратить надо постараться не только российским, но и нашим, местным чиновникам.
Инфляция вещь, конечно, неприятная, но в какой-то мере ее компенсирует рост зарплат и общих доходов. По данным Нижегородстата к маю реальные доходы нижегородцев подросли с начала года на 18 процентов. То есть если поделить все ту наличность, которая имеется у богатых и у бедных поровну, то получится, что в апреле каждый житель нашей области потенциально имел на руках по 7761 рублю, что на 2 тысячи больше, чем в тот же период прошлого года.
Если бы мы жили при утопическом коммунизме, когда средняя температура по больнице для всех одинакова, нынешнюю инфляцию, с таким-то ростом доходов, и вовсе можно было бы в расчет не принимать. Но, увы пока богатые богатеют, остальные с трудом могут содержать себя и близких. Слишком много нижегородцев живет за чертой бедности и даже помыслить не может о среднестатистических доходах.
Если же судить "усреднено" то Нижегородская область выглядит очень даже не плохо. Так, несмотря на 110 процентов подорожания графы "платные услуги" на их оплату тратятся даже меньшие проценты от общей суммы доходов. Если в апреле 2005 года на квартплату и иже с ней уходило около восьми процентов от всех зарабатываемых денег, то в апреле 2006 этот показатель снизился до 6,7 процента. В то время как накопления на черный день увеличились с 24 процентов до 31.
Вот только касается это далеко не всех, в то время как инфляция,
что для бедных, что для богатых одна. Последствия от повышения
цен у всех разные.
Андрей КОТУНОВ.