Давайте поиграем в магазин

Давайте поиграем в магазин

Душевную пустоту заполняем товарами .Нас учат жить по максимуму, умалчивая о том, что кое-что все-таки не стоит доводить до крайности. Например, анорексия, начинающаяся с невинного желания чуточку похудеть, с румяными фруктами и минеральными водами, а заканчивающаяся больничной койкой с капельницами и прочими атрибутами уже далеко не здоровой жизни?

Супермаркетное естествознание

Я собственными глазами видела у второклассницы в учебнике по естествознанию наряду со схемами круговорота воды в природе картинку с устройством супермаркета: продукты - на первом этаже, одежда и обувь - на втором, автостоянка - под землей и т. д. И любимая игра у этой девочки - "в магазин".
"Давай поиграем в магазин!" - говорила она мне и вываливала на стол деньги, превращенные деноминацией из настоящих в игрушечные. Я каждый раз отказывалась: для таких игр у нее есть своя мама, которой такие "игры" вполне по душе. Дочка у нее изучает устройство магазина по учебнику естествознания, а сама она с жадностью прочитывает "от корки до корки" глянцевые журналы.
В 1992 году канадский художник Тед Дейв придумал новый праздник - День без покупок (Buy Nothing Day). Сначала его отмечали в сентябре, но затем перенесли на 24 ноября, день после Дня благодарения, когда жители США как раз оставляют в магазинах наибольшие суммы. Идея хороша - 24 часа ничего не покупать. Но, если задуматься, нетрудно понять, что такая шоковая терапия для общества потребления в принципе бессмысленна. Примем людей-покупателей за страусов, а День без покупок - за песок; вот и все, что получается. Конечно, такой праздник - замечательный информационный повод и предмет для дискуссий, но на деле это просто отвлекающий маневр и уход от реальности.

"Сочная" ненасытность

Психологи не дураки. Они посмотрели на культ потребления и "шопоголизм" серьезно. У россиян все просто: раньше и один вид колбасы был не всегда, а теперь этого добра много, вот он, господин Выбор. Но… Покупают и это, и то, и вот это...
Ситуация в магазине. Мама с дочкой решили купить сок. Девочка уже выбрала то, что ей нравится, но тут вдруг говорит маме: "Пойдем в тот магазин, там выбор больше!" Мама не понимает, зачем идти куда-то, если дочка уже сделала выбор, но они все же идут в тот магазин. Скорее всего, они купят там тот же сок, но, кроме этого, еще и насладятся лицезрением ассортимента.
Что до шопоголиков, то они покупают то, что уже есть, и то, что никогда не понадобится. Но с точки зрения психологии ненасытность - это проявление депрессии, и вылечиться шопингом невозможно: человек попадает в ту же гонку-зависимость, в которую точно так же попадает, например, наркоман. И тут никакие Дни без покупок, естественно, уже не помогут.

Испытание выбором

При мне одна мама серьезно объясняла сыну-подростку, в чем же, по ее мнению, смысл жизни: "У моей мамы не было почти ничего, жили бедно, в бараке. У нас с папой, как видишь, есть квартира и машина. Я верю, что ты будешь жить еще лучше…"
И где уж тут место словам о поиске себя, о самовыражении. У многих из нас появился вполне осознанный список вещей "Must Have" (с англ. - надо иметь), и цель их жизни - следовать этому списку: квартира в центре, машина, дача, дорогой телефон, несколько пар обуви, подрумяненная солярием кожа…
Люди хотят заполнить душевную пустоту материальными благами, но опять же это не степень приспособленности к жизни, а всего лишь до ужаса наивный взгляд на мир. И получаются слепые отчаянные "кутята" (от слова "кутить"), которые из-за спешки побольше потратить и иметь так и не успевают прозреть, вырасти и начать уже наконец жить.
Елизавета НОВГОРОДОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате