Дмитрий МАЛИКОВ: «На нижегородском концерте классика не даст скучать»

Дмитрий МАЛИКОВ: «На нижегородском концерте классика не даст скучать»

После трехлетнего перерыва народный артист России Дмитрий Маликов снова приезжает в Нижний Новгород. Зрители хорошо знают его не только по эстрадному творчеству и как исполнителя классики, но и по просветительскому проекту для детей «Уроки музыки», стартовавшему пять лет назад. С ним Маликов побывал в столице Приволжья и в других городах, дал более ста мастер-классов.

Этот «кит» - сплошной хит!

Проект «Перевернуть игру», который музыкант и его творческая группа представят в Кремлевском концертном зале, - экспериментальное шоу с участием самого пианиста и артистов московских театров. В основе спектакля – увлекательный рассказ о творчестве великих композиторов прошлого.

В эксклюзивном интервью «НН» Дмитрий Маликов рассказал, что вдохновило его на создание новаторского проекта.

- Дмитрий Юрьевич, после Кабалевского вы - единственный из отечественных композиторов, кто занимается просветительской деятельностью среди молодежи. Как пришли к такому решению?

- Ну, я не единственный, кто занимается просветительской деятельностью (улыбается). Я пришел к такому решению, исходя из моего увлечения фортепианной музыкой, великолепного образования, моей школы, моего уже взросления. Я просто хочу сделать что-то полезное, и проект «Уроки музыки», который родился пять лет назад, удачно реализовался. Поэтому спектакль о классической музыке - новый этап, новая форма, новый шаг и естественное продолжение ранее начатого. Что будет дальше, не знаю. Может, это будет «Школа искусств» или фестиваль, но в любом случае хочется максимально эффективно приносить пользу отечественной культуре.

- Тот же Кабалевский назвал песню, танец, марш «тремя китами», на которых держится прекрасное здание, именуемое музыкой, самое эмоциональное искусство. А сколько «китов» у вас и какие они в новом проекте?

- Зрелищность, великая музыка, динамичность, разноплановость, клиповое мышление, чтобы было не скучно, юмор, молодые красивые актеры, хорошее техническое оснащение. Из всего этого состоит один большой «кит» - наш спектакль «Перевернуть игру». В нем тонко переплетены интересные факты и судьбы композиторов, исторические эпохи и различные музыкальные направления.

- Кто соавторы вашего проекта?

- В первую очередь, назову авторов идеи и сценария. Это известный московский актер и режиссер Владимир Демчог и моя жена Елена Маликова - генератор идей, она многое придумала для этого проекта. Третий наш важный «китяра» - режиссер Ольга Субботина. В театральном мире она известная и популярная персона, за ее плечами не один десяток спектаклей, телевизионных и художественных фильмов. Вот три человека, которые этим занимались. Ну, что до меня, я себя в расчет вообще не беру, потому что я - над схваткой, и я не ставил перед собой каких-то сложных актерских задач: моя цель заключалась в том, чтобы донести зрителям свои идеи.

- Вы своей дочери Стефании не предлагали сыграть роль вашего оппонента, 16-летнего подростка-диджея?

- Нет, не предлагал. И только по той простой причине, что предвидел насыщенный гастрольный график, а Стефания в том возрасте, когда пора поступать в вуз и требуется много времени для занятий. Тут добавлю еще, что задачи спектакля довольно сложные, и нужно профессиональное актерское образование: у нас все же не любительский самодеятельный капустник, а серьезный драматический спектакль, который выдвигает достаточно большие требования к актерам. Я нахожусь в немного привилегированном положении, потому что все-таки играю самого себя, а вот актеры полностью перевоплощаются. Непрофессионалу это просто не под силу.

Обострить потребность

- В спектакле вы рассказываете о композиторах, создававших академическую музыку. Как в эту компанию попал Майкл Джексон?

- Там оказался не только он, но и Элвис Пресли с рок-н-роллом; в эту компанию попал и блюз... Мы не зацикливаемся на академической музыке: ведь и «Битлз», и Майкл Джексон – уже тоже классика. Многие дети, как ни странно, не очень хорошо знают, кто такой Майкл Джексон. Время летит так быстро, и поэтому не хочется отсылать зрителей совсем уж к старине: современные моменты, современные артисты, современная музыка тоже должны присутствовать в спектакле. А это уже классика ХХ века. После Прокофьева и Шостаковича, потому что потом музыка ушла в сложную, элитную сторону. А Майкл Джексон, блюз, джаз, рок-н-ролл – это продолжение народной культуры, народной музыки, поп-музыки, массового искусства, которое тоже достигло огромных высот.

- Некоторые герои вашего спектакля знали толк в еде. Моцарт, например, отдавал предпочтение гусиной печени, а Бах вообще был настоящим гурманом, любил выпить и закусить. А вы относите себя к гурманам?

- В отличие от композиторов, которых вы назвали, не отдаю предпочтение какому-то одному блюду: как и все люди, люблю разную еду, люблю вкусно покушать. Я всеядный. Люблю русскую, итальянскую, японскую, паназиатскую кухню. Важно, чтобы все было в меру и застолье проходило в хорошей компании.

Мария ФЕДОТОВА, Владимир ШЛЫКОВ.

Авторы благодарят Александра Бениша за возможность эксклюзивного интервью.

Справка «НН»

Дмитрий Юрьевич МАЛИКОВ - композитор, пианист, продюсер, народный артист России. Родился 29 января 1970 года в Москве в семье руководителя легендарного ВИА «Самоцветы» и солистки Московского мюзик-холла. Окончил Московскую консерваторию по классу специального фортепиано. В своем творчестве успешно совмещает эстраду и классику. Дискография (вместе с переизданиями) составляет около 30 альбомов.