С интересом ознакомился с интервью заместителя начальника отдела юридического обеспечения Управления Роспотребназдора по Нижегородской области Светланы Назаркиной ("Ободрать как липку…", "НН" за 6.09.2007 г.).
Согласен, что действительно далеко нам, собственникам помещений и квартиросъемщикам муниципальных домов, фактически живущим еще по устоям прежних ДЕЗов и ЖЭКов, до равноправия сторон по договорам на коммунальные услуги. Новообразованные домоуправляющие компании, вчерашние ДЕЗы и иже с ними ЖЭУ, я бы сказал, явно не приемлют новую веру в Жилищный кодекс и при поддержке (негласной) муниципальных и судебных структур по-прежнему обдирают как липку жильцов, не обеспечивая по-настоящему коммунальными услугами. И это в условиях все возрастающего спроса и роста требований к их качеству. Более того, привычно уклоняются от ответственности за неоказанные услуги, преследуя неимущих граждан, грозя выселением из квартир "злостных" должников по квартплате.
Коммунальщики Советского района не удосужились при этом оформить новые договоры с жильцами на свои услуги. Обреченный почить в бозе ДЕЗ, после конкурса восставший из пепла, сменил вывеску на ДУК, умышленно сумел сохранить прежние платежные реквизиты счетов по договору, ныне утратившему юридическую силу, и получил оплату за услуги. Сегодня и речи быть не может об обращении к правосудию без договора по поводу ненадлежащего оказания нам ее услуг. И непонятно, почему местные власти и надзорные органы не поинтересуются ходом обновления договоров на коммунальные услуги.
Хочется, чтобы и вы, Светлана Ивановна, по долгу службы в юридическом надзоре оставались среди тех, кто не желает мириться с затяжным характером заключения договоров. Не сможем мы по вашему совету "качать права" и обдирать ДУК как липку штрафами и денежным возмещением морального вреда, пока не оформим с ней договор.
Уместно упомянула Светлана Ивановна, что в семи районах города владельцы помещений уже выбрали способ управления своими домами, через договоры обрели юридические права, грубое нарушение которых может обернуться и судебными санкциями к виновнику. Почему же в числе этих районов Советский - исключение?
В основе нового Жилищного кодекса лежат положения о равноправии сторон по договору между поставщиками и потребителями коммунальных услуг. И у нас нет нареканий на соблюдение договоров без посредников от прямых поставщиков - энергетиков, связистов и газовщиков, - все обходится без конфликтов и серьезных недоразумений. А что касается собственных коммерческих услуг со стороны ДУК? В них входят содержание и ремонт внутридомового имущества, лестничных клеток, крыши, подвалов, дворовой территории, обслуживание центрального отопления и горячего водоснабжения, водопроводных сетей и канализации, ежегодные регламентные работы по подготовке к зимнему сезону. Вот на эти работы нам и хотелось бы иметь четкий договор с ДУК. И согласно Жилищному кодексу он обязан регулировать с жильцами условия поставок и оплаты услуг, формулируя не только объемы, тарифы, нормативы сроков исполнения, но и взаимные права и обязанности сторон.
Стоило бы узаконить неотвратимость взыскания и возмещения морального ущерба с конкретных виновных должностных лиц, а не с безликих управлений.
Есть еще одна, на первый взгляд, причина нежелания нашей ДУК по-партнерски контактировать с населением: у нее нет производственных мощностей, чтобы содержать в порядке внутридомовое хозяйство всего района. А по привлечению к этой работе дополнительных подрядных специализированных организаций и служб и созданию дополнительных ДУК в районе все сроки упущены.
Виктор КОРОТКОВ, ветеран труда.
Нижний Новгород.