Покупать ли с чужого плеча?
Социальный портрет нашего современника, копающегося на развале секонд-хенда
... Джип был новенький.
- Тысяч семьдесят баксов, наверное, машинка стоит, - подумала я, проводя взглядом стильно одетого мужчину, выскользнувшего из машины и быстрым шагом вошедшего в ворота вещевого рынка.
- Неужели за шмоткой? Нет, вряд ли, - уверенности в этом почему-то не было.
Однако тот отправился прямиком к... развалам секонд-хенда. Покопавшись в куче небрежно сложенных рубашек, он наконец, приложив очередную к себе, померил длину рукавов, расплатился с продавцом и направился к машине.
Любопытство взяло верх. Я подошла и спросила этого странного покупателя:
- Вы предпочитаете секонд хенд модным бутикам?
- Не всегда. За деловым костюмом, конечно, пойду в приличный магазин, но одежду на каждый день лично мне удобнее покупать здесь. Во-первых, вещи тут качественные: во-вторых, покупка занимает мало времени и нет такого навязчивого сервиса, как в наших дорогих магазинах. Меня раздражает, когда за мной начинает по пятам ходить продавщица и навязывать то, чего мне не нужно. К тому же в секонд-хенде цена абсолютно демократичная. Да, у меня свой бизнес, но деньги я зарабатываю и платить сверхкратно завышенную сумму за обыкновенную шмотку не хочу.
- А не брезгуете, ведь товар-то "бэушный"?
- Думаю, что в наше время соответствующие органы следят, чтобы вещи проходили необходимую санобработку, - сказал он, уже прощаясь.
Действительно, сейчас мы можем наблюдать как бы вторую волну секонд-хенда. Если лет десять - пятнадцать назад вещи с чужого заграничного плеча заполняли собой полупустующую нишу ширпотреба российского рынка, то сейчас при перенасыщении оного секонд-хенд привлекает своей дешевизной и традиционным качеством.
Каюсь, в свое время была уверена, что это гуманитарное
унижение россиян в постперестроечное время исчезнет как явление. Почти халявой тогда не брезговали ни бедные, ни богатые (то бишь новые русские). Помню забавную картину, как моя знакомая, владелица агентства недвижимости, дама, одетая в песцовую шубу, копалась в ящике с купальниками одного из секонд-хендов, расположенного в сыром подвале деревянного дома на Варварке.
Теперь времена другие. Секонд хенд - хороший бизнес. Появились даже магазины, которые специализируются на одежде конкретных торговых марок. Конечно, и стоят они подороже, чем на рыночных развалах.
По словам продавцов секонд-хенда, спектр их покупателей очень широкий. Пожалуй, можно разделить его на три группы. В первой окажутся малообеспеченные семьи, многодетные и пенсионеры. Одна моя знакомая, у которой четверо детей, одевает их исключительно в секонд-хендах.
Во вторую группу можно выделить людей со средним достатком, ищущих в "бэушных" вещах что-то оригинальное. Это прежде всего студенты. Кстати, секонд-хендовский шарм (помятость и застиранность) используется сейчас как
стильная фишка некоторыми современными дизайнерами.
В последнюю группу попадают те, кто не покупает ношенные заграничные вещи постоянно, а оказывается на распродажах случайно, как говорится, проходя мимо.
Но не так у нас пока все
цивилизованно. Торговля секонд-хендом подпадает в нашей стране
под действие Правил продажи отдельных товаров, а точнее, части XVIII этих
Правил, которая называется: "Особенности продажи непродовольственных товаров, бывших в употреблении. (Раздел введен постановлением Правительства РФ от 06.02.2002 N 81.) Ознакомившись с Правилами, понимаешь, что нарушений-то в торговле секонд-хендом предостаточно. Например, по закону бывшие в употреблении бельевые изделия (и швейные, и трикотажные), а также чулочно-носочные изделия вообще не подлежат продаже. А ведь это сплошь и рядом в наших секонд-хендах, от детских колготок до нижнего дамского белья.
Согласно тем же Правилам, на товар б/у должна иметься документация, подтверждающая, что с вещами проведены санитарно-противоэпидемические мероприятия (чистка, стирка, дезинфекция, дезинсекция) в соответствии с санитарными правилами. А уж если до конца следовать букве закона, то каждая вещица должна иметь свой ценник, и уж совсем немыслимое для наших рынков: он должен содержать информацию о состоянии товара и имеющихся в нем недостатках. Кстати, нижегородцам следует самим следить за своим здоровьем, и, покупая секонд-хенд, спрашивать с продавцов соответствующие документы. Потому что, как выяснил корреспондент "НН", больше это делать просто некому. С недавнего времени Роспотребнадзор уже не проводит проверки. А у общества защиты прав потребителей до так называемых непродовольственных "бэушных" товаров просто руки не доходят, им бы со съестным навести порядок.
...И все-таки секонд-хенд - это так дешево! Например, женская блузка с длиным рукавом стоит 35 рублей, новая, примерно такая же на том же рынке, - пятьсот рублей. Как говорится, почувствуйте разницу. Сразу же куда-то улетучиваются нехорошие мысли о чистоте и стерильности вещи, которую надевают на голое тело.
Ольга МАКАРОВА.