Попытка наладить диалог между магазинами и производителями не увенчалась успехом.Вопрос продвижения сельскохозяйственной продукции на продовольственный рынок области, что называется, допек нижегородских товаропроизводителей. Постоянные жалобы их на сложности работы с сетевыми торговыми компаниями гасятся утверждениями представителей этих организаций о том, что таковых, мол, вовсе и нет.
Поставить точку в этих расхождениях было решено на совещании в министерстве сельского хозяйства и продовольственных ресурсов, куда пригласили "посмотреть друг другу в глаза" и поставщиков сельхозпродукции, и оптовиков. Со стороны первых выступили генеральный директор ОАО "Дзержинский мясокомбинат" Алексей Костюнин, президент ассоциации "Нижегородский хлеб" Виктор Головачев, директор шахунского ОАО "Молоко" Анатолий Маликов, генеральный директор ОАО "Сеймовская птицефабрика" Артур Холдоенко. Если суммировать их единодушные претензии, они сводятся к следующему.
“Сетевики” относятся к сельхозтоваропроизводителям, мягко говоря, не как к равным партнерам. А если жестче: давят последних различными бонусами, штрафными санкциями, необоснованными растяжками в платежах за поставленную продукцию, диктуют цены, выгодные лишь себе. Причем диктат начинается с заключения договоров, которые, как подчеркивали выступавшие, являются попросту односторонними, якобы под благовидным предлогом строгой дисциплины в поставках товара. И не моги разглашать условия таких "соглашений" - за это тоже оговариваются штрафы как за "недружелюбное влияние".
И стоит производитель сельхозпродукции между молотом и наковальней: с одной стороны - рынок, с другой - торговая сеть, которая может не принять его ценовые предложения. За всем этим серьезная дилемма: или соглашайся и работай себе в убыток, или снижай объемы производства, а то и вовсе его свертывай, продавайся или перепрофилируйся. Торговые сети это не волнует - у них немало поставщиков заграничных. И нет им, видимо, дела до того, что нижегородская сельхозпродукция, как отметил руководитель ветеринарной госслужбы по нашей области Евгений Колобов, самая качественная и безопасная. А ведь при закрытии таких предприятий могут еще остаться не у дел и тысячи работников…
А что же на все это ответили на совещании представители сетевых компаний? Ни словом не обмолвились. Да еще оказалось, что среди них не было так называемых первых лиц с решающими полномочиями. Диалог пока не получился.
Анатолий УДАЛОВ.
P.S.
Выяснить отношение к обсуждавшемуся вопросу у представителей торговых сетей так и не удалось. Ссылка на одно: они действуют в рамках условий, прописанных в договорах с товаропроизводителями. Лишь начальник отдела маркетинга сети магазинов "Копейка" Елена Демина объяснила, что ее компания, работающая в пределах Нижнего Новгорода, делает наценки на социально значимые продукты в соответствии с нормами и не допускает никаких бонусов во взаимоотношениях с поставщиками.