Маркировка книжных изданий отсекает от них юных читателей
Списки рекомендованной детям литературы существовали всегда. Более того, ребята переписывали то, что учитель рекомендовал прочитать летом, а дед знакомил внука с любимой книжкой, не ориентируясь на какие-либо знаки маркировки: "0+", "6+", "12+", "16+", "18+"…
Защитили от информации
Закон, ограждающий детей от неположенного чтения, поставил в струнку и того деда, и библиотекарей, учителей, которые теперь просто обязаны знать, не причинит ли книжка вреда юному читателю. Если ребенок, конечно, вообще человек читающий.
Называется этот закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" (от 29.12.10 № 436-ФЗ в редакции от 02.07 2013 года).
И никто бы, может быть, не заметил появившейся маркировки на книгах, если бы не курьезные и скандальные ситуации, складывающиеся в результате такого ограничения. Перед Днем Победы стало известно о подмосковном скандале. Отец ребенка 11 лет Кирилл Молев рассказал, что мальчишке в библиотеке отказались выдать "Повесть о настоящем человеке" из-за того, что на книге написано "Для детей старше 16 лет". Это произведение входит в школьную программу, но в более старших классах. Что же запретного для подростка в повести о герое?
Если вы внимательно прочтете закон и отдельно инструкции по его применению, то вы узнаете, что книги со знаком "0+" - это книги, где не должно быть сексуальных сцен и сцен насилия, натуралистического описания смерти или страшных болезней, герои не станут харизматично употреблять алкоголь и смолить сигареты, переругиваясь нецензурной бранью. С возрастом эти ограничения становятся менее жесткими: постепенно вводится разрешение на "ненатуралистичную смерть", на любовные сцены без подробностей, с шести лет допускаются сцены насилия со стороны сил общественного порядка и добра, а спустя еще несколько лет - зло может и посопротивляться…
Дело не в возрасте
Если пойти по этому пути, то получается, что подросткам запрещен, например, Марк Твен с его увлекательнейшими "Томом Сойером" и "Приключениями Гекльберри Финна". Там есть и кровавые сцены, и неправильные действия взрослых, и депрессивные состояния, желание Тома покончить с собой и побыть на собственных похоронах. "Три мушкетера" вообще колют и режут напропалую и даже жестоко казнят красавицу леди Винтер. Да что говорить, возьмите любую русскую сказку - Баба-яга пожирает живых людей, Колобок - типичный бродяжка, беглец из дома. А ведь считали раньше, что эти фольклорные сказки-страшилки для чего-то ребятам нужны. Во-первых, будят интерес и приучают к чтению, во-вторых, учат слушаться, сторониться чужих.
Но вот бездумно выдали в Биробиджане школьнице сборник сказок Афанасьева "Русские заветные сказки" с ненормативной лексикой, и оказалось, что доверие ко всем библиотекарям подорвано. Продавцы "взрослого" книжного магазина в Питере выгнали подростка из зала. Вдруг что полистает запретное?
А может, дело не в детях, которые неправильно воспримут книжку, а во взрослых, которые сами разучились читать?
Школьный библиотекарь во втором поколении, мать двоих детей 11 и 3 лет нижегородка Екатерина Аверина рассказала о том, что происходит в школьных библиотеках в связи с введением обязательной маркировки.
- "Два капитана", изумительный и полезный в плане воспитания роман Каверина, я не дам шестилетнему ребенку: значок на книге указывает, что я не имею права это делать. А ведь библиотекари знают и видят читателей. Дети все разные. Мои коллеги порой ухитряются выдавать книжки "не по возрасту" старшему брату, родителям, если те приходят с ребенком. Но все это по большому счету теперь нарушения, которые грозят большими штрафами.
Минусы "плюсиков"
Извлекли выгоду из закона издатели, используя его в своих целях. Для детей школьного возраста готовят специализированные издания "Собора Парижской Богоматери", переделанные буквально в одни картинки про горбуна и немного о любви. Есть "Мифы древней Греции" для самых маленьких, совсем не такие, какими они знакомы старшему поколению. Издаются разные комиксы, заменяющие слова.
Преграды, построенные на пути детей, которые хотят читать, многие называют буквоедством. Чтение - дело внутрисемейное, и хорошая мама знает, какие книги можно предложить ее ребенку. Многие дети воспринимают и с увлечением читают книги сложные, а кому-то нынешняя школьная программа тяжела. Например, Хармс в 10 лет вряд ли понятен, недаром объяснительные сноски буквально к каждой третьей строке. В 11-м классе проходят Набокова - к счастью, без "Лолиты". Минобразования и Минкультуры так и не поняли, что на "Войну и мир" и всего Толстого два часа школьной программы мало, и это очень "взрослое" чтение. "Архипелаг ГУЛаг" школьникам непонятен, но тут "маркировка" почему-то не работает. Зато Гайдар с его Тимуром вошли в число нежелательных, остались у детей разбитая "Голубая чашка" и "Чук и Гек".
Автору этих строк помнится, как с увлечением читали второклассники одной из нижегородских школ Гомера, а "Скупого рыцаря" даже ставили в виде спектакля, и ничего, не пострадали. Есть дети, конечно, которые в третьем классе не могут пересказать "Простоквашино", хотя воспитаны на мультиках.
При этом все понимают: ни один издатель не хочет быть оштрафованным, ни один редактор - уволенным, библиотекарь - наказанным, а категории "натуралистично - ненатуралистично", "добро - зло", "любовь - эротика" и так далее просто субъективны.
Вера ЧЕБОТАРЕВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Компетентно
Людмила ШАМРЕЙ, доктор педагогических наук, профессор Нижегородского института развития образования, заведующая кафедрой словесности:
- Мне трудно говорить на эту тему, потому что я вообще против каких-либо ограничений в чтении. Попытка все и вся регламентировать может сыграть с нами злую шутку, когда дети вообще будут отказываться читать, что сейчас и происходит. Вопросы возраста читателя для той или иной книги нужно соотносить с уровнем читательского развития, развития отдельной личности. А что из книг выбрать, что читать, это дело сугубо личное, и тут советчиками могут быть близкие люди, родители, учителя, те же библиотекари, которые знают ребенка. Никита Михалков недавно рассказывал, что он понял, какие надо читать книги, когда отец дал ему затрещину за вредное чтение. Он летел мимо книжного шкафа, и там мелькали фамилии: Толстой, Достоевский, Чехов, Ахматова... У каждого свой рейтинг книг. Сейчас к месту и не к месту ставят маркировку, ограничивая детей в чтении, я за отмену этого закона, пока не слышала, чтобы его кто-то пересматривал и пытался отменить. По крайней мере, в 2017-м эту ошибку никто еще не исправил.
Кстати
Совсем недавно родители столкнулись с другим недоразумением, связанным с неадекватным присвоением возрастных категорий. Известный мюзикл "Красавица и чудовище", который во всем мире идет в прокате с маркировкой "6+", в России вышел в категории "16+". Виной тому стали намеки на гомосексуальность одного из героев классической истории. Теперь сотрудники кинотеатров попали в затруднительную ситуацию.
Между тем
Министерство культуры России в 2015 году разработало законопроект, вносящий изменения в правила оборота информационной продукции, способной нанести вред здоровью или развитию детей. Он предусматривает сохранение обязательной классификации и маркировки информационной продукции только для возрастной категории "18+". Для остальных категорий - "0+", "6+", "12+", "16+" - маркировка будет добровольной, на усмотрение производителей и распространителей.
Также планируется облегчить работу библиотекарей, которых ранее закон обязывал разделять книги по возрастным категориям. Для них неизменным останется обязательное требование хранения книг категории "18+" в закрытых упаковках. Сейчас документ находится на согласовании в Министерстве экономического развития и Министерстве связи и массовых коммуникаций. Будет ли он принят, пока непонятно.
А на днях премьер-министр России Дмитрий Медведев утвердил Концепцию по развитию детского и юношеского чтения, о чем рассказал на встрече с руководителями детских издательств и библиотек во время посещения книжного фестиваля на Красной площади. Как отметил глава кабмина, под концепцию должны быть подготовлены и другие документы.
Круглый стол "НН"
Дать волю родному слову
Мы предложили многим людям обсудить, нужны ли ограничения в чтении для детей или стоит порадоваться, если ребенок заинтересовался хоть какой-то книгой? Можно ли реально оградить ребят от жестокого мира, запретив им читать "не по возрасту"?
Анна ПСАРУК, заведующая детской библиотекой:
- Для чего принят закон? Чтобы детям не попадала в руки экстремистская литература, связанная с насаждением насилия и убийств, разных извращений. Таких книг в наших библиотечных фондах не было и нет. По-видимому, составителям закона нужно было уточнить задачи, не ограничивать педагогов, филологов в их работе. Стремление все регламентировать в таком тонком деле, как чтение, мышление, воспитание, не приводит к хорошим результатам.
У нас, например, девочки в 14 - 15 лет и старше всегда зачитывались романами типа "Поющих в терновнике" Колин Макклоу. Теперь роман мы можем выдать им только после 16 лет. Правда, существует лазейка: если родители напишут письменное заявление, что они согласны, чтобы их дочь могла прочитать книгу… Вообще-то все это такие ненужные излишества. Вот недавно возникли трудности с книжкой "Петербургские сказки" Бориса Сергуненкова. Читать их можно с 6 лет и раньше, а маркировку издатель проставил "12+".
Зато классические произведения, а точнее те, что проходят в школе, по закону не маркируются. "Тихий Дон" Шолохова, "Темные аллеи" Бунина и "Лолиту" Набокова можно читать школьникам. Словом, закон неоднозначен и добавил нам головной боли, излишней перестраховки.
Владимир РОХМИСТРОВ, литератор, автор книг по истории и краеведению:
- Невозможно заставить людей, даже самых юных, думать, читать, писать по шаблону. Хорошие намерения оградить детей от вселенского зла вылились в странные вещи. Механизмы, предлагаемые законом, стирают главное в воспитании и педагогике - индивидуальный подход. Одному книга понятна в 20 лет, другому - в 10. Ограничивать чтение - значит принести гораздо больший вред, чем тот, о котором говорится в названии закона. Я, например, читал маленькому сыну перед сном Библию, и это оказалось очень интересно. Я убежден, и мои коллеги - детские писатели - поддержат: никакого вреда не может принести книга в любом возрасте, человек осознает из нее то, к чему он готов, и его сознание пропустит страницы, для него ненужные. То, что не поймет, если захочет, спросит у старших, учителей, родителей. Будет что обсудить семьей.
Ирина ПУШКЕВИЧ, бабушка:
- У меня двое детей, пятеро внуков, их всех мы приучили к чтению, и знаете, никогда не отгоняли от книжных шкафов, даже если они вставали на стулья и лезли к верхним полкам, где стояли Эмиль Золя, Ромен Роллан и собрание сочинений Максима Горького. В наше отсутствие некоторые книжки на время исчезали с полок, запретное всегда казалось манящим. Так наши дети приучились "глотать" под одеялом с фонариком книги за ночь, обрели вкус к чтению. Многое читали мы вместе вслух, обсуждали, плакали над страницами некоторых произведений. Все это было интересно, и это нас связывало. Третьеклассник Андрей увидел у меня в руках "Мастера и Маргариту" Булгакова и, несмотря на мои предостережения "ты не поймешь", стал листать, и причем с восторгом. Ребенок понял ровно столько, сколько ему было нужно.
Думаю, что лучше специалистам-литераторам продумать как следует школьную программу, там изучают произведения, многим детям еще непонятные, только потому, что это "немаркированная" классика.
Надежда РУМЯНЦЕВА, ученица 6-го класса:
- У нас во дворе есть библиотека. Она и для взрослых, и для детей. Те книжки, которые я не нахожу дома, я беру там, меня отвели туда впервые родители, когда мне было 8 лет. Прочитала про Гарри Поттера, про Карлсона и хорошую книгу про девочку Момо Михаэля Эндэ. Там про каждого из нас, хотя и фантастика. Многие мои одноклассники в библиотеки не записаны, и большинство вообще не читает ничего бумажного, кроме учебников. Все теперь можно найти через Интернет. А я люблю думать над каждой страницей, возвращаться в начало, если что-то дальше не поняла. По совету старших прочитала очень много произведений Пушкина, Лермонтова, Есенина - в школе им уделяют мало времени. Чем больше читаешь, тем больше втягиваешься, порой я бегу из школы, потому что дома меня ждет книжка, так я отдыхаю от обязательных занятий. Девочки смеются, но слушают, когда я рассказываю им о прочитанном. Наверное, я "белая ворона".
Ника ПЕРОВА.