24 июня в Нижегородской опере отзвучал «Борис Годунов» - последний спектакль 82-го сезона. О завершившемся сезоне и о планах на будущее корреспонденту «НН» рассказала директор театра Анна Ермакова.
События на удивление
- Начав сезон чуть позже обычного ввиду ремонтных работ, результатами которых очень гордимся, мы открыли его «премьерой» «Евгения Онегина». Дальше шло по нарастающей: необычайно яркая «Болдинская осень», великолепный спектакль по Штраусу, удивительной красоты «Жизель»... Ни на день мы не останавливались, и сезон был наполнен событиями, в том числе касающимися развития театра. Все государственные задания театр выполнил, есть задел на следующие годы, - рассказывает Анна Дмитриевна. - Прежде всего, мы определились с программой подготовки к юбилею Нижнего Новгорода, а это, поверьте, было непростой задачей. У нас будут два крупных события: постановка «Чародейки» - над ней мы уже работаем - и оперы Направника «Нижегородцы» после очень долгого перерыва: когда-то ее в нашем театре ставил Борис Покровский. Все остальные задумки мы предъявим немного позже. Надеемся, что наш вклад в празднование юбилея города будет значительным.
Еще одно приближающееся событие, в стороне от которого мы не можем остаться – 150-летие со дня рождения Алексея Максимовича Горького, принимавшего участие в строительстве нашего здания. У нас, естественно, есть своя программа подготовки и к этой дате. В репертуаре театра уже имеется «горьковский» спектакль, балет Кирила Ламбова «Истории любви». А сейчас мы совместно с Еленой Фирсовой готовим еще одну интересную постановку по произведениям Горького, в которой будут участвовать артисты нижегородских театров и солисты оперы. Публика увидит постановку в марте будущего года.
Перечисленным наши планы не исчерпываются, и, надеюсь, всё, что нами задумано, вызовет большой интерес зрителей. Как, например, грядущая премьера – спектакль по пьесе Островского «Красавец мужчина», который будет показан одним из первых в новом сезоне. Эта идея вынашивалась много лет, но я не хотела бы предвосхищать событие. Могу лишь сказать, что проектов такого рода в России сейчас совсем не много. Театры боятся ставить современные произведения, потому что это и затраты, и риск; гораздо проще взять тысячу раз опробованный классический спектакль. Мы идем на этот риск. Для того чтобы театр был живым, он обязательно должен работать с современными авторами, и исторически, до перестройки, он всегда работал с современными авторами – нижегородскими, московскими. Перестройка заставила нас пережить несколько тяжелых лет, играя только классические спектакли. Теперь времена не такие трудные – хотя в культуре никогда легко не бывает – и мы снова стали обращаться к современным авторам. Практика показывает, что это правильно.
Искусство – в дар любимым
- Анна Дмитриевна, были времена, когда оперная труппа испытывала дефицит солистов. Сейчас все вакансии заняты, голосов хватает?
- Хороших, сильных голосов никогда не хватает, как и во всех театрах. Но эти вопросы мы решаем в рабочем порядке. Практически каждый вторник у нас проходят прослушивания, и предложений очень много: к нам едут из Москвы, из Санкт-Петербурга, из других городов. Отбор ведется очень тщательный.
- Судя по тому, что театр получил прекрасный ремонт, о строительстве нового здания речь не идет?
- Прошу, не задавайте мне этот вопрос... Впрочем, он все равно непременно возникнет, потому что данное здание не соответствует ни одному нормативу и не является оперным театром, так что по факту город не имеет оперного театра, а имеет «Народный дом», в котором мы существуем с 1935 года. И это в корне неверно – не иметь оперного театра в таком огромном культурном центре, каким является Нижний Новгород.
- Недавно узнала, что в вашей биографии есть особая связь с балахнинским краеведческим музеем в особняке Плотникова, где сейчас оперный театр проводит камерные концерты. Пожалуйста, расскажите об этом.
- Во времена моего детства в том особняке располагался Госбанк, а папа был там управляющим. Естественно, я очень много времени проводила у него на работе, и бывало даже, что он приводил меня в подвал, где хранились сундуки с мелочью, с чудесными «золотыми» и «серебряными» денежками! В дальнейшем, бывая в Балахне, я всегда подъезжала к дому, где жила когда-то, старалась проехать мимо техникума где папа преподавал, мимо детдома, где работала воспитателем мама… В этом городе много памятных для меня мест и, видимо, внутри сформировалось душевное стремление сделать что-нибудь для этого города, отдать что-то лучшее его людям. И когда меня пригласили на открытие отремонтированного музея и дали слово, как-то само собой произнеслось, что в этом роскошном зале надо играть камерные концерты, а в этом доме должно царить высокое искусство. И вот уже третий год мы проводим там абонементные программы. Балахнинцы приходят на них с удовольствием, а артисты, чувствуя теплый, заинтересованный, особый прием публики и возвышенно-творческую атмосферу зала, с неизменным удовольствием едут с концертом в Балахну.
Мария ФЕДОТОВА. Фото предоставлены Нижегородским театром оперы и балета.