Так называют жильцы свой 120-квартирный дом по улице Победной, 19.Дом был построен в Сормовском районе Нижнего Новгорода Министерством обороны еще в декабре 2005 года. Из рук командующего округом безумно счастливые военнослужащие в торжественной обстановке получили ключи от квартир, смотровые ордера и стали ждать, когда же с ними заключат договоры социального найма и пропишут в новых замечательных квартирах. Ждать пришлось долго…
- Третий год здесь живем, а дом до сих пор не сдан, - рассказывает Галина Васильевна, - каждый месяц нашей семье приходится платить полную стоимость квартплаты, что для нас очень тяжело. Я сама пенсионерка, сын вернулся из "горячей точки", но оформить льготы без прописки нет никакой возможности. И такая ситуация у большинства семей, ведь почти все наши мужья и сыновья прошли или Афганистан, или Чечню. Я недавно перенесла две серьезные операции, но, так как прописана на проспекте Гагарина, должна, загибаясь от боли, ездить на общественном транспорте на прием к врачу на другой конец города. В такой же ситуации оказалась моя сноха, когда ее отказались ставить на учет по беременности в Сормове. А внук родится, куда его прописывать?
Очень многие в доме-призраке вынуждены продолжать служить в Вооруженных силах или, находясь за штатом, получать мизерные деньги без возможности устроиться на работу, из опасения потерять квартиру.
Свои заботы и проблемы здесь за каждой из 120 дверей. В сентябре прошлого года всем показалось, что забрезжила реальная надежда. Нижегородская квартирно-эксплуатационная часть (КЭЧ) обрадовала военнослужащих: дом передается на баланс города, и они смогут оформить все документы.
Представьте себе шок людей, когда оказалось, что дома, в котором они так долго живут, официально не существует, так как он не просто не сдан и не имеет почтового адреса, на него вообще не оформлены никакие документы (даже на предоставление земельного участка под строительство). Таким образом, дом считается самовольной постройкой, а военные, получившие свои ключи из рук командующего округом, самовольными захватчиками квартир.
Терпение людей окончательно лопнуло. Осознав, что спасение утопающих - дело рук самих утопающих, они начали писать, ходить и звонить во все мыслимые инстанции. Нашлись даже те, кто пытался дозвониться на горячую линию президенту.
Вскоре в доме сформировался актив - около десятка женщин, которые раз в неделю обходят все учреждения в соответствии с намеченным планом, чтобы узнать, есть ли движение по их вопросу. Несгибаемые офицерские жены изучают законы, проводят собрания, тщательно подшивают все документы, собранные по делу. Сами военнослужащие законодательно лишены права на какие-либо виды забастовок, но их доведенные до отчаяния жены уже провели несколько митингов. Остается только гадать, почему люди с таким напряжением сил и нервов должны отстаивать положенное им по закону право?
Однако все эти многомесячные усилия не пропали даром, лед тронулся. Спустя два года после вселения жильцов состоялось-таки решение о предоставлении земельного участка под строительство, но впереди еще много бумажной волокиты. И люди в очередной раз, не зная, верить ли радужным обещаниям, замерли в томительном ожидании: только бы не застопорилась государственная машина, только бы сбылась долгожданная мечта.
К сожалению, дом на Победной далеко не единственный в городе "военный" дом, который принимается с проблемами. На долгие годы растянулась сдача 12-го дома на улице Студенческой. Хотя дом заселили еще в начале десятилетия, до сих пор военнослужащие могут приватизировать квартиры только по решению суда.
К этой и без того не оптимистичной картине остается только добавить, что эти военные находятся еще в привилегированном положении - у них есть хоть что-то, а более 1600 человек по Нижегородскому и Дзержинскому гарнизонам вообще не обеспечены жильем, и с каждым годом их число увеличивается. Притом большинство из них прослужили более 20 лет. Многие не могут уволиться, чтобы не потерять права на квартиру, и вынуждены находиться за штатом. За поднаем военнослужащие получают компенсацию в размере 1200 рублей в месяц, хотя любому понятно, что за эти деньги в Нижнем можно снять разве что собачью будку. О том, легко ли семьям при размере зарплаты кормильца в среднем от 9 до 13 тысяч снимать квартиры собственными силами, судите сами.
Наталья БИРЮКОВА.