Скажем сразу: рассказывая о веселой компании, придумавшей не слишком оригинальный, зато весьма эффективный способ зарабатывания денег, мы постоянно будем вынуждены оговариваться: "по версии обвинения" компания, "по мнению следствия" веселая, "как сказано в обвинительном заключении" зарабатывавшая… Потом объясним почему. А пока обратимся к документам. Двести с лишним страниц обвинительного заключения читаются как развернутый план увлекательного психологического детектива с претензиями на широкие социальные обобщения. А все дело по совокупности странным образом напоминает известнейшую сказку о лихом солдате, сварившем щи из топора. Помнится, солдатик этот все закрома у старушки подчистил, да еще и топор спер у нее, то бишь совершил преступление, предусмотренное статьей 159 УК РФ ("Мошенничество"). И был оправдан: ежели не судом, то многими поколениями детей и взрослых, восхищавшимися его ловкостью… Так и наши герои… Впрочем, давайте по порядку. В переводе с юридического языка на русский сказка эта сказывается примерно так…
"Солдатики"
До самого последнего времени 33-летний Александр Червяков по кличке Червяк ни в каком криминале замечен не был: наоборот, человек был почтенный, даже с кое-какими заслугами. Служил в воздушно-десантных войсках, в 1995 году в течение 8 месяцев "миротворствовал" в Югославии. Правда, друзьям втирал байки о многих годах службы в спецназе ГРУ, но это неправда. Зато такие милые его черты, как запойное пьянство, несколько раз приводившее его на койку наркологических клиник, склонность к силовым методам решения проблем и нежная любовь к наличным деньгам, были на следствии озвучены не кем-то посторонним, а его родным братом Юрием. Однако любовь к алкоголю и размахиванию кулаками сами по себе не преступны, потому биография Александра до самого последнего момента не была обезображена судимостями.
Впрочем, легкая склонность к добыванию средств легкими же путями прослеживалась у Саши и раньше: случалось ему оформлять кредиты, выставляя поручителями то своих родных, то совершенно "левых" людей. Причем суммы взятого в долг доходили до полумиллиона рублей; до сих пор наивные поручители по этим кредитам расплачиваются…
"Но это были еще цветочки", по выражению героя одной из песен Владимира Высоцкого. "Ягода созрела" в декабре позапрошлого года, когда Александр "совместно с Нагиевым Сеймуром Мамедбагыр-оглы и не установленным следствием мужчиной по имени Актай создали устойчивую преступную группу" (из обвинительного заключения). Специализировались оные установленные и "неустановленные" ребята на кредитных "кидаловах". Собственно, схема, по которой они действовали, не отличалась сложностью: в нижегородском автосалоне "Агат" приобретался по договору кредитования автомобиль. Естественно, на какое-нибудь "левое" лицо. Затем покупка регистрировалась в Арзамасском, Шатковском или Дивеевском отделе ГИБДД, а через какое-то время с регистрации снималась и продавалась на сторону. Главная (но преодолимая!) трудность была та, что при регистрации и "разрегистрации" необходимо было как-то скрыть "заложенность" автомобиля. До какого-то времени это удавалось. Снятый с регистрации железный конь становился бесхозным и соответственно продавался товарищу, прошедшему по делу свидетелем. Нас-то может, конечно, насторожить, что покупатель все время был один и тот же, но закону до нашей настороженности дела нет: у нас презумпция невиновности…
Таким образом были куплены и перепроданы шесть автомобилей, среди них - недешевые иномарки. Подвела жадность: слишком частые и быстрые постановки на учет и снятия с учета машин не могли не насторожить милиционеров, а использование в качестве "подставных" людей абсолютно "левых", запуганных, без криминального прошлого не могло не привести к проколам. Ладно один-два человека, но шестеро… Многовато!
"Сообщники"
Червяков, Нагиев и "примкнувший к ним" 22-летний Александр Лупин, занимавшийся поиском и уговариванием "подставных", пошли по делу основными фигурантами. Остальные же… Невозможно без слез умиления читать, например, об охраннике арзамасского ночного клуба "У Бендера" (название-то!) Дмитрии Макарове. Игроман, просаживавший в автоматах все, что имел и чего не имел, нередко брал у Лупина в долг крупные суммы. Причем всякий раз обязался вернуть через неделю вдвое. Но, кажется, так ни разу и не вернул: не было ему в игре удачи… Однажды Лупин попробовал было использовать довольно нецивилизованный метод выбивания у кредитора денег: объявил Макарова своим заложником, покуда не вернет 60 тысяч долга. Дмитрий охотно согласился побыть в роли жертвы, сообщил, что у его матери есть кое-какие накопления, а затем, подумав, заявил: "Слушай, ты уж проси у нее сразу 75 тысяч! 60 - тебе, а 15 - мне: вдруг отыграюсь!" Сказано - сделано: в два приема получили друзья указанную сумму, а в обвиниловку - еще и чисто бандитскую 163-ю статью: "Вымогательство". Затем, сообразив, что одалживать этому парню нерентабельно, Лупин привлек его к аферам Червякова и иже с ним.
Другой парень, водитель по профессии, был должен некрупную сумму своему знакомому. Дело осложнялось тем, что у кредитора в закладе был паспорт должника. Червяков пообещал помочь. И "помог": заявил в один прекрасный день, что долг выкуплен, расплачиваться теперь придется с ним, но денег не надо: надо кредит оформить… Было сделано. А злосчастный "изначальный" кредитор долго потом удивлялся: он и не знал, оказывается, что с ним "расплатились"…
Третий парень, частный таксист, въехал в автомобиль Лупина. Червяков и Лупин выставили злосчастному водиле совершенно космический счет (одним из аргументов была бейсбольная бита в руках Червякова). "Забирайте машину!" - "Машины не надо. Не надо и денег. Можно иначе…"
Сходным образом попали в сети еще несколько человек. Кстати, еще фактик: всякий раз Александр Червяков выдавал своим полужертвам-полусообщникам справки о том, что-де работают они в арзамасской фирме "Мир ЭВМ". Нет, фирма-то существует, и глава ее - старинный червяковский приятель. Только откуда у нашего предприимчивого героя появились ее бланки, объяснить он не смог… Не исключено, что бланки оные попросту воровались Александром, нередко заходившим к корешу на рюмку чая…
Так в течение полугода пошаливали наши герои. Две кредитные организации были "разведены" на несколько миллионов рублей. Еще несколько "лимонов" выручила веселая русско-азербайджанская компания от продаж авто.
Но всему приходит конец: 8 июля прошлого года Червяков и Нагиев были арестованы, а их подельники оказались на подписке о невыезде. В их отношении было возбуждено уголовное дело за № 270183. Потянулось следствие, успешно завершившееся 7 ноября прошлого же года. Материалы ушли в Дивеевский районный суд…
Сказка с хорошим концом?
Так вот, рассказанное нами - это только присказка. Сказка-то началась пару недель назад, когда нашим героям судья приговор зачитал. И недаром упомянули мы в эпиграфе, что плутоватый "положительный герой" бытовой сказки всегда побеждает…
Так вот, прокурор потребовал для Червякова 21 год зоны - за создание организованной преступной группы (статья 210 УК РФ) и совершение в ее составе 17 преступлений. Нагиеву обвинитель просил 18 лет, остальным - поменьше. Приговор же суда был поистине сказочен: все обвиняемые до единого были… полностью оправданы! Ни во что поставлены были судьею ни имеющиеся в деле 4 явки с повинной, ни данные о личностях организаторов группы, ни свидетельства потерпевших… Показания 15 потерпевших и 28 свидетелей обвинения (при отсутствии хотя бы одного свидетеля защиты!) суд проигнорировал. Потому-то и оговаривались мы, что-де все, озвученное выше, - оно "по мнению следствия" так. А на деле - вовсе не так. Никто не брал без отдачи кредитов. Никто не покупал машин по липовым документам, никто не регистрировал их, не снимал с регистраций и не продавал налево. Вообще ничего не было!
Что ж, суд у нас независимый, его право решать, кто у нас в чем виноват, а кто нет. Но ведь и у нас никто не может отнять право на удивление. Опер, следователь могут, конечно, ошибиться, могут и дело "сляпать". Такие случаи известны, хотя и не так часты, как принято нынче думать. Но, извините, всему мера! Вряд ли можно "слиповать" крупное дело в отношении ОПГ, когда и документы существуют, и конкретные "прорехи" в счетах кредитных организаций, и признания обвиняемых; кстати, "второстепенным" сообщникам Червякова и Ко их сотрудничество со следствием сейчас может и боком выйти: наша "ни в чем не повинная" братва и так-то чуть что - за бейсбольные биты хватается…
Не знаем. Апелляция подана, дело будет пересматриваться в областном суде. Будем следить. А выводы… Да не имеем мы права выводов делать! Хотя и очень хочется. По крайней мере, по данному делу…
Игорь ГРАЧ.