"Я - человек без родины, привыкший жить на колесах",
- так говорит о себе 40-летний тренер нижегородского "Спартака" Андрей МАНАННИКОВ. Отыграв за "Памир" девять сезонов, он из-за распада Советского Союза был вынужден покинуть родной Душанбе и навсегда перебраться в Россию, где за годы активных выступлений успел поездить по городам и клубам. Его лучшие сезоны российского этапа пришлись на выступления за питерский "Зенит" (1992 год) и волгоградский "Ротор" (1993 год). А нынешней весной серебряный призер чемпионата России в составе "Ротора" предстал перед нижегородскими любителями футбола в новом качестве - тренера по вратарям команды "Спартак", поменявшей в межсезонье прописку с челябинской на нижегородскую.
- Андрей Иванович, с Нижним Новгородом до приезда сюда у вас было что-то связано?
- Приходилось играть против нижегородского "Локомотива", так что не один раз бывал в Нижнем. Воспоминания разные, в том числе и не очень приятные. Здесь мы с липецким "Металлургом" проиграли - 0:3. С "Ротором" потерпели обидное поражение - 2:3. Можно сказать, после этой игры у меня и начались неприятности в премьер-лиге. Меня же тогда обвинили в сдаче матча! К двум первым пропущенным мячам у тренеров претензий не было, а вот к третьему... При счете 2:2 где-то минут за пять до конца игры Феоктистов нанес удар издалека, метров с 35, наверное. У меня получился какой-то несуразный прием: со стороны сложилось впечатление, как будто я мяч специально пропустил. Обидно, конечно, было слышать в свой адрес такие упреки. Но жизнь идет, я уж и забыл об этом.
- Кстати, в 90-е годы часто муссировалась тема договорных матчей. Это была попытка журналистов найти "жареный факт" или действительно были прецеденты?
- Раньше футбол практически весь был договорной. Руководители клубов договаривались между собой, кто и где выиграет, чтобы обеспечить себе необходимый результат в сезоне. В последнее время, с моей точки зрения, делить очки стало невыгодно. Если перед командой ставится определенная задача, а сейчас она ставится практически у всех, тогда надо выигрывать не только домашние матчи, но и выездные, иначе останешься в лучшем случае в серединке турнирной таблицы. Поэтому команды стремятся играть на победу.
- Валерий Овчинников не приглашал вас в свою команду?
- "Борман"? Приглашал, как же. И не раз приглашал. Но дело ограничивалось переговорами. Он предлагал одни условия, меня они не устраивали и я высказывал встречные предложения, с которыми он не соглашался. Так что до подписания контракта дело не доходило.
Но, если честно, я нисколько не жалею о том, что не попал в команду Овчинникова. Вращаясь в футбольном мире, успел наслушаться о нем такого, что даже счастлив, что "отскочил", и не пришлось мучиться.
Он же по натуре человек очень тяжелый, поэтому я бы с ним не смог сработаться.
- А с кем из тренеров вам лучше всего работалось?
- С Юрием Павловичем Семиным, когда он тренировал "Памир". Даже сейчас, бывая в Москве, часто звоню ему и заезжаю в гости... С Владимиром Григорьевичем Федотовым в Липецке жили дружно. С остальными тренерами были просто рабочие отношения.
- В вашей футбольной биографии есть четкая грань - 1994 год, до которой вы играли, так сказать, в большом футболе (высшая лига СССР, высшая лига России), а затем перебрались в низшие лиги. Можно ли по ней провести рубеж и в росте вратарского мастерства?
- Наверное, можно. После нескольких сезонов, проведенных на высоком уровне, я почувствовал, что силы сдают, что не могу уже там играть. Поэтому и уходил все ниже и ниже, хотя, несмотря ни на что, я выполнял задачи, которые ставились перед командами. Махачкалинский "Анжи" вышел из второй лиги в первую, питерское "Динамо" с самых низов также дошло до первого дивизиона.
- Но ведь вам было всего 28 - 29 лет! Для некоторых вратарей в этом возрасте карьера только начинается, а у вас уже пошел спад?
- Не буду называть это спадом. Но человек всегда чувствует свои возможности, и если они позволяют, то можно играть на самом высоком уровне. Возьмите, к примеру, Сергея Овчинникова: по возрасту его бы пора "списывать", а он играет в премьер-лиге! А вот когда нет результата, надо дать дорогу молодым, пускай они доказывают свою состоятельность. Я поиграл в "Роторе", стал вторым в России. Посчитал: мне хватит. Не думаю, что на тот момент уступал по уровню, скажем, Нигматуллину или Сметанину, но рассудил так, что больше пользы принесу не там, где буду просто "прихлебателем", а там, где помогу другим ребятам расти.
- Может быть, уже тогда стоило подумать о тренерской работе?
- Нет, тогда это было еще рано. Такая потребность появилась, когда мне исполнилось 39 лет. Для начала попробовал себя в детской спортивной школе, но мне коллеги сказали: "Мальчишек есть кому готовить. Надо воспитывать тех, кто пришел в команду мастеров!" Это и послужило толчком, чтобы я поступил в Высшую школу тренеров. Через полтора года к диплому о высшем образовании Дагестанского университета добавились "корочки" ВШТ и лицензия категории "С", дающая право работать в командах мастеров. А вскоре мне позвонил Юрий Михайлович Первак и предложил должность тренера по вратарям в челябинском "Спартаке". Было это в апреле прошлого года...
- Как вы отреагировали на то, что "Спартак" переезжает из Челябинска в Нижний?
- Мы к этому готовились еще в Челябинске. Отреагировали нормально, потому что команде пообещали улучшение материальных условий. И действительно, в Нижнем оказалось лучше, чем в Челябинске. Своя база, при ней есть тренировочный стадиончик, восстановительные мероприятия...
- Ваша семья приехала с вами?
- Нет, они остались в Санкт-Петербурге, но навещают меня, приезжая на неделю - на две, а я езжу к ним на день-два, когда случаются выходные. Пока дети были маленькие, жена всегда со мной ездила. А сейчас, когда они выросли, появилась необходимость "оседлой" жизни. У нас два сына: старшему, Евгению, 18 лет, он учится в университете, стремится стать архитектором. Младшему, Николаю, 16 лет, он еще школьник и будущую профессию пока не выбрал. Футбол? Мальчишки поначалу проявляли интерес к игре, но я особо это не поощрял, потому что не хотел, чтобы они пошли по моим стопам. Считаю, на нашу семью и одного футболиста хватит.
- Как устроились в Нижнем Новгороде?
- Живу на базе. Здесь и вопрос с питанием решен, и можно отдохнуть. "Мотаться" с базы в город, из города на стадион, считаю, нерационально - получаются очень большие затраты времени.
- Но хотя бы город успели посмотреть?
- Практически нет. Один раз был на Большой Покровской: заезжал в магазин "Адидас", кусочек улицы прошел, вот и все. По большому счету, нет времени на то, чтобы по городу гулять. А как выпадет свободный денек, то дождь идет, то очень жарко. Я хоть и южный человек, а местную жару очень плохо переношу... Нет-нет, не подумайте, что мне не интересно посмотреть Нижний Новгород. У меня в планах стоит и в Кремль съездить в обязательном порядке, и другие местные достопримечательности посмотреть. Просто пока нет такой возможности.
- Значит, Питер и Нижний мы с вами будем сравнивать в следующий раз...
Взяла интервью Нина ШУМИЛОВА.