Рак-это не приговор

Рак-это не приговор

Водитель "Хаммера", маленькая хрупкая женщина, пронзив каблучками талый снег, захлопнула за собой дверцу с тонированным стеклом.
- Большая машина, - скажет она потом, - исключительно из соображений безопасности. С тех пор как на свет появилась наша Маруська, я поняла, что только в таком автомобиле могу не беспокоиться за дочку…
У нее и мобильник какой-то не дамский - огромный, неуклюжий, больше напоминающий рацию, но зато с большим дисплеем.
- Это затем, чтобы я могла фотографировать своих пациентов, - поясняет Оксана Тихонова, хирург-онколог федерального Приволжского окружного медицинского центра… Впрочем, вот уже несколько лет, как на ее визитной карточке значится еще одна специальность - пластический хирург. И фотографии ее пациентов до и после операции действительно, как говорят в Одессе, две большие разницы.
"Как жить дальше?"
Все началось с той самой пациентки, которую Оксана оперировала по поводу рака молочной железы вскоре после окончания аспирантуры. Альбине Николаевне - так звали больную - не было еще и 40. Оксана никогда не забудет то утро на следующий день после операции. Не благодарность она читала в глазах своей пациентки, не успокоение, а страх и боль:
- Доктор, как жить дальше? Ведь я женщина, - сдерживая рыдания, она с мольбой смотрела на Оксану…
После разговора с Альбиной Николаевной доктор Тихонова уже точно знала, что поедет учиться в Москву "пластике". А чуть позже счастливая Альбина Николаевна скажет ей:
- Оксана Александровна, вы подарили мне вторую жизнь.
Сколько потом еще было таких счастливиц! И такие слова от своих пациенток она теперь слышит очень часто. Но соглашаясь на наше с ней интервью, все мучилась сомнениями: "Что скажут коллеги? Ведь я сама у них продолжаю учиться…"
Медицина не стоит на месте
- Оксана Александровна, откуда эта страсть к учебе?
- Медицина не стоит на месте, значит, и врач должен постоянно учиться. Тем более хирург… Так получилось: после института - клиническая ординатура по хирургии, затем аспирантура по онкологии, защита кандидатской, затем курсы по пластической хирургии. В планах - докторская диссертация.
- Говорят, рак помолодел. Это правда?
- К сожалению, да. И мои коллеги-маммологи обнаруживают рак молочной железы у совсем юных девушек… Вот уж для кого пластическая операция - спасение! Иногда даже специалист не сразу определит: оперирована грудь или нет.
- Ваш учитель, профессор Терентьев, считает: чтобы уберечь себя от недуга, надо соблюдать три условия: жить в согласии с самим собой, любить людей и знать свое предназначение на этой земле. Вы согласны?
- Возможно, так оно и есть. Но я знаю, что рак коварен и может поразить человека при соблюдении всех условий. Пока мы не научились его лечить, люди будут страдать.
- Но в этой области, я слышала, очень большое значение имеет ранняя диагностика болезни.
- Это очень важно! А рак груди нетрудно обнаружить в начальной стадии. Нужно только чаще посещать маммолога.
- А если он обнаружил опухоль?
- Уверяю вас, это не приговор.
Дом помогает работе
- Профессия врача очень часто предполагает династию…
- О, нет! Мои родители далеки от медицины: мама - педагог, папа - строитель, а младший брат вообще учится во ВГИКе. И мама очень переживала, когда я выбрала своей специальностью онкологию.
- Могу понять ее чувства. Профессия хирурга-онколога предполагает сильный мужской характер…
- Конечно, дома с мужем и с дочкой я не такая, а на работе приходится быть сильной. Никому не надо объяснять, что за болезнь - рак… И очень тяжело бывает смотреть в глаза пациенту с запущенной формой рака, когда уже метастазы, когда больной обречен, а дни его практически сочтены…
- Как вы живете, как отдыхаете?
- Все весьма банально. Счастье - это когда утром с удовольствием идешь на работу, а вечером с чувством исполненного долга возвращаешься домой. Это про меня. Я постоянно ощущаю, что нужна людям. По крайней мере, они мне всегда напоминают об этом. У меня хорошая семья: любимый муж, дочке вот два с половиной годика исполнилось. В доме живет еще одно существо - всеобщая любимица Марта, собака редкой породы зенненхунд. А отдых? Хирурги-онкологи отдыхают без экстрима, этого нам на работе хватает. В отпуске - горные лыжи, море, коньки…
- И вы никогда не пожалели о сделанном выборе?
- Никогда. Чем больше работаю, тем больше понимаю - это мое.
- Когда вы приступаете к операции, абсолютно уверены в успехе?
- Позволить себе неуверенности не могу. Но, согласитесь, было бы глупо перед сложной операцией обещать стопроцентную гарантию. Я бы сама не поверила такому хирургу. Ведь человеческий организм - тонкая штука. Я бы даже сказала: человек - это процесс, и всякое вмешательство в него, пусть даже с благими намерениями, весьма рискованно.
Татьяна ЧИНЯКОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате