Музыкантов отличает не национальность, а мастерство.В Кремлевском концертном зале с оркестром Нижегородской филармонии выступил известный дирижер и пианист Игнат Солженицын. Под его управлением оркестр сыграл Пятую симфонию Бетховена и два произведения Моцарта, которые не часто звучат на концертных площадках, - увертюру к опере "Милосердие Тита" и 27-й концерт для фортепиано с оркестром.
Маэстро, ныне живущий в Америке, не первый раз в Нижнем: он выступал здесь и как пианист, и как дирижер. Ему довелось выступать с такими музыкантами, как Пендерецкий, Темирканов, Ростропович.
В настоящее время Игнат Солженицын - профессор Филадельфийской консерватории, художественный руководитель камерного оркестра. По его признанию, выступать в России для него особенно ответственно и радостно. Мы встретились с Игнатом перед концертом, чтобы поговорить о музыке, и не только.
- Игнат, существуют ли различия между музыкантами разных стран?
- Я бы сказал, что в каждой стране у оркестров свой подход к работе. Во Франции, например, совсем не так, как в Германии. Различия в количестве репетиций, их продолжительности, в том, чего музыканты ждут от дирижера: кропотливой и точной работы или им достаточно общего плана произведения. Больше всего репетируют в Германии, в колыбели музыки.
- А как принято в Филадельфийском камерном оркестре, которым вы руководите?
- Музыканты относятся к своей работе с чувством ответственности и большим интересом к музыке.
- Какое произведение вашего отца ваше любимое?
- "Красное колесо". Оно пока еще недооценено даже в России, о которой там и идет речь. Я думаю, что это произведение, вполне возможно, скоро будет оценено как шедевр, вершина его творчества. Это монумент русской истории, русской литературы, произведение, при одной только попытке описать которое отнимается речь.
- Кем вы себя больше ощущаете: русским или американцем? Вы живете в Америке и понимаете, что именно экономика Америки позволяет вам комфортно жить. Вряд ли вы, наверное, с вашей профессией можете представить себя живущим в России?
- Нет, почему же? Я все чаще езжу в Россию... Я не могу придумать вам более свежего ответа, чем тот, который я неоднократно давал на подобный вопрос: я очень давно ощущаю себя и как русский, и как американец. В глубине я русский человек. Меня так вырастили и воспитали, и будущее России, ее проблемы для меня более важны, чем проблемы Америки. Хотя, может быть, это связано с тем, что жизнь за океаном пока несравнимо более благополучна. Но отношение к обеим странам у меня теплое.
Беседовала Светлана ВЫСОЦКАЯ.