Устроители выставки просят посетителей не пугаться.В Нижегородском государственном художественном музее открылась выставка современного искусства из собрания петербургского Русского музея. Она продлится до 27 апреля.
В экспозиции - произведения из коллекции отдела новейших течений Государственного Русского музея: живопись, фото- и видеоизображения самых ярких и значительных представителей современного искусства Ленинграда - Санкт-Петербурга 1980 - 1990-х годов. Фамилии художников заставят посвященных зрителей просто трепетать: Сергей "Африка" Бугаев, Евгений Юфит, Тимур Новиков, Владислав Мамышев-Монро, Олег Котельников, Вадим Овчинников, Иван Сотников, Евгений Рухин. Многие работы, скажем так, весьма своеобразны и способны как минимум озадачить недостаточно подготовленного зрителя.
- Современное искусство всегда провокационно, - справедливо считает Олеся Туркина, сотрудник отдела новейших течений Русского музея. - Другой вопрос, что у каждого времени - свои провокации. Критик Хол Фостер писал, что все по-настоящему новое очень травматично для восприятия. Художники, работы которых сегодня представлены в экспозиции, изо всех сил пытались разрушить прежнее искусство - и создали новое.
Культурная революция в Питере началась в 1980-е. В 1982 году возникла группа "Новые художники", в 1986-м - "Клуб друзей Маяковского". С 1981 по 1987 годы в мастерской художника Тимура Новикова действовала подпольная галерея "АССА", и своеобразный итог движению "Новых" подвел одноименный с галереей кинофильм Сергея Соловьева. В этом фильме художники и музыканты сыграли самих себя и впервые показали новую культуру стране.
Кроме того, в 1980-х там же зародилось радикальное движение "Некрореализм", пародировавшее излюбленные мотивы официальной советской культуры. А в 1990-е годы засияла звезда Владислава Мамышева-Монро - художника, работающего в жанре перформанса.
Что характерно, все эти деятели выросли из русского авангарда - направления внешне эпатажного, но внутренне максимально продуманного, серьезного.
Мария ФЕДОТОВА.
Фраза
- Не спешите пугаться... - говорит Анна Гор, директор ГЦСИ “Нижний Новгород”. - Попытайтесь разобраться в том, что хотел сказать художник. И кстати, некоторые произведения искусства, представленные в нашем музее этажом ниже и признанные сегодня как классика, в свое время отнюдь не считались искусством.