В некоторых европейских странах за подделку известного бренда наказывают не только торговцев, но и покупателей. В России никто по этому поводу не заморачивается: подлинный товар или искусная имитация, за исключением редких случаев, определяют сотрудники правоохранительных органов, да и то во время показательно-тотальных проверок.
Фасовали «на колене»
- Купила на днях в одном из нижегородских сетевых гипермаркетов фирменный заграничный чай, - жалуется наша читательница Людмила Курылева. – На стильной 50-граммовой упаковке написано: «Китайский лимонник», - и чуть ниже, без запятых: «чай зеленый крупнолистовой с добавками с ароматом лимона и бергамота». Никакого «аромата» нет и в помине! Сама заварка напоминает опилки…
Тем, кто внимательно прочитает информацию на упаковке, станет ясно, что чай был изготовлен российской торговой фирмой по заказу зарубежной. Вряд ли щепетильные европейцы в курсе, что у них в России живет и здравствует «незаконнорожденная дочка»… Нахожу нужный сайт в Интернете. В графе «Отзывы» читаю: «Я человек, который проработал на этой чайной фабрике год. Знаете, ребята, единственный чай этой фирмы можно пить, только если он сошел с конвейера «элитки», то есть дорогой чай, расфасованный в килограммовые пакеты. Я работала как на полтинниках (чай, расфасованный в 50-граммовые упаковки), так и на пакетированном (в пакетиках) чае. Скажу сразу, никакие санитарные нормы там не соблюдаются. Я, например, никакого медицинского освидетельствования не проходила, просто из зарплаты вычли 1500 рублей и через неделю отдали медицинскую книжку, готовую и с фоткой. Так вот именно про «Китайский лимонник». Как-то летом в 2010 году нам, работникам, выдали пакетированный чай 2001 года выпуска, это был «Китайский лимонник». И велели разрывать каждый пакетик, а чай, находящийся там, высыпать в большие коробки. Это были три недели адского труда. Несколько тонн чайных пакетиков, в каждом пакетике всего 2 грамма чая. Просто труха чайная, которая, кроме как плесенью и прелым сеном, ничем не пахнет. После того, как весь этот чай со склада был распотрошен, к нему добавили 50 кг свежего чая, налили побольше вкусовой добавки «Лимон» и снова расфасовали по пакетикам. Чай из той партии домой никто не взял…»
Эту исповедь привожу с сокращениями, хотя там, кроме фотографий, иллюстрирующих рассказ, были и другие не менее шокирующие откровения.
Увы, это лишь капля в море! Тот, кто хоть однажды побывал на каком-нибудь сомнительном мясокомбинате, колбасу есть уже никогда не будет. Мой бывший однокурсник, волею судеб ставший предпринимателем, рассказывал про свой пряничный цех:
- Всякий раз приказывал технологу «удешевить» производство любым способом. Уж чем он там заменял патоку, масло и какао – меня не интересовало, я эти пряники не ел…
Вам интересно, что же едят и пьют сами производители? В последнее время стали популярны отдельные цеха «для себя». По случаю довелось попробовать продукцию такого вот «мини-цеха» при заштатном мясокомбинате. Вы помните «докторскую» колбасу по два девяносто 1980 года? Она жива!
Живы, вероятно, и другие антикварные деликатесы. Но «Китайский лимонник» и иже с ним сегодня в приоритете. Они проникли фактически во все сферы производства, потому что ваша шубка «из канадской норки» тоже своего рода «лимонник», а ее составляющие наверняка не пересекали российскую границу. И парфюм, который помечен вожделенным знаком «CD», даже если вы купили его в специализированном магазине, ничего не гарантирует и порой выветривается еще до того, как вы завинтили «фирменную» крышечку.
Штрафов никто не боится
На фоне снижения жизненного уровня качество продуктов ухудшается, а фальсификация приобретает огромный размах. В иной сметане вместо животного жира – растительный, а молочный белок подменен соевым. Креветки изготовители научились выращивать в прибрежной зоне, но «Атлантические» после того не стали «Прибрежными». «Башкирский» мед везут из Китая, а лосось и семгу раскрашивают сами. Или возьмем, к примеру, известный средиземноморский «эликсир здоровья» - оливковое масло. Россияне иной раз приобретают смесь совсем недорогих растительных масел из Греции, Испании, Марокко или Туниса.
О том, что в некоторой колбасе или сосисках нет и десяти процентов мяса, мы все знаем. Но мало кто знает, что после появления клея для мяса - трансглутаминаза вместо цельного куска нам начали продавать склеенные кусочки мясных отходов, которые для продажи совсем не годятся. А когда мы видим красивую «брендовую» наклейку, успокаиваем себя тем, что за использование бренда у нас наказывают.
Дудки! Вот что говорит наш правовой эксперт нижегородский адвокат Максим Аверьянов:
- Времена, когда за обман покупателей сажали в тюрьму по статье 200 Уголовного кодекса РФ, отошли в прошлое. Наказание за обман покупателей уже давно перешло в административную плоскость. Теперь за такие правонарушения следует наказание по Кодексу административно-правовых нарушений РФ. Справедливости ради отмечу, что наказания эти постоянно ужесточаются…
Только, похоже, никто штрафов не боится. Государственные органы, которые следят за качеством продуктов питания, просто не успевают изымать из продажи товары, которые не соответствуют нормам и стандартам, указанным в законодательстве. Поэтому, чтобы не оказаться в числе жертв подделки и не угодить из-за этого в больницу, покупатель должен быть максимально внимательным к тому, что ему предлагают в магазине. Кроме того, говорит юрист, покупатель должен владеть достоверными данными о покупаемом товаре, а не верить рекламе и красивой упаковке…
Во многих случаях продавец даже не знает о том, что он обманывает покупателя, продавая ему некачественный продукт. Допустим, если подделка находится внутри продукта - как в нашей упаковке чая. В этом случае вся вина лежит на производителе.
Но сегодня все чаще встречаются случаи, когда сам продавец фальсифицирует продукты питания.
Это есть обман
- Обманом потребителей при продаже товара принято считать обсчет, обвес и обмеривание, - просвещает нас Максим Леонидович. - Отдельные санкции предусмотрены за умышленное введение граждан, приобретающих товары или заказывающих услуги, в заблуждение. Это означает, что граждан неправильно информировали по поводу потребительских свойств или качеств товара…
Оказывается, в последнее время значительно усилено наказание за реализацию контрабандной алкогольной и табачной продукции, а также контрафакта вообще. За использование чужих товарных знаков (известных брендов) с целью обмана покупателя также ужесточено наказание. Теперь такая продукция изымается. Оборудование и материалы, используемые для незаконного производства, также подлежат конфискации.
- Обычно продавцы такой продукции стараются «замять дело», так как им известно ее происхождение и действительная цена. Но если предприниматель приобрел контрафакт для дальнейшей продажи и теперь вынужден возвращать деньги недовольным розничным покупателям, то он может оспорить действие оптового продавца заведомых подделок в арбитражном суде, - констатирует ситуацию наш эксперт.
За обсчет, говорит он, полагается штраф 3 - 5 тысяч рублей для самого продавца, должностное лицо могут приговорить к штрафу в 10 - 30 тысяч, а для юридических лиц эта сумма может увеличиться до 50 тысяч. За умышленный обман, связанный с предоставлением искаженных сведений о потребительских свойствах или качестве товара, прейскурант приблизительно такой же, только для юридических лиц он может увеличиться аж в 10 раз.
За торговлю «пиратской» продукцией граждан могут оштрафовать на сумму 2000 рублей и выше. Штраф заплатят и те, кто самовольно присвоил чужой товарный знак, обозначение места производства или слишком похожее обозначение.
Раньше бы организаторы липового производства получили срок - до двух лет заключения. А теперь, даже если наше обращение дойдет до федерального Роспотребнадзора, отделаются штрафом. И вы опять увидите на прилавках «Китайский лимонник».
Татьяна ЧИНЯКОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.
Комментарий «НН»
Екатерина ИКОННИКОВА, пресс-секретарь Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителя и благополучия человека по Нижегородской области:
- С начала этого года в отдел надзора по гигиене питания нашего управления поступило 165 обращений граждан. Из них 51 человек пожаловался на фальсифицированные или некачественные пищевые продукты: на алкогольную и спиртосодержащую продукцию - 13 жалоб, на молоко и молочные продукты – 7, столько же нареканий мы получили на мучные и кондитерские изделия. На мясо-рыбу и производные было зарегистрировано 9 жалоб и на другие пищевые продукты – 15… По всем обращениям и жалобам мы принимаем меры в рамках санитарного законодательства.