На благородной идее благотворительности наживаются аферисты

На благородной идее благотворительности наживаются аферисты

Центр Нижнего Новгорода, перекресток улиц Большая Покровская и Крупской возле торгового центра «Небо». Час пик. Посреди автомобильной пробки возвышается худощавый молодой человек в белой накидке поверх кожаной куртки, на которой написано: «Поможем детям». В руках он держит ящик - надо полагать, для пожертвований. Водители, застрявшие в транспортном потоке, вынуждены коротать время. А тут такая возможность совершить благое дело. Через открытое окно протягивают волонтеру деньги - кто десятку, кто стольник, а кто и тысячную купюру. Ведь речь идет о больных детях. Или о сиротах? Да кто их там разберет!
Волонтеры на перекрестках
Эти люди появились на нижегородских улицах недавно. Их часто видят на площади Лядова, на Сенной, на улицах Ванеева и Надежды Сусловой, на станции Варя, на перекрестке улиц Должанской и Совнаркомовской… Якобы собирают деньги на лечение больного ребенка. И все бы хорошо, но к благотворительному фонду «Солнечный город», зарегистрированному в 2007 году в Новосибирске, от имени которого они действуют,  эти люди не имеют никакого отношения.
Самые дотошные из граждан уже позвонили в полицию. С одним из таких волонтеров разговор продолжился в полицейском участке. И тут выяснилось, что «их» «Солнечный город» зарегистрирован в Ростове-на-Дону год назад. Молодой человек даже показал затертое свидетельство о регистрации с размытой печатью. Фонд  занимается сбором денег на лечение больных детей. При этом товарищ представил только копию свидетельства о рождении и заявления от мамы одного из больных детей, которому собираются деньги. Мальчик с онкологией из Оренбургской области. Контактный телефон мамы не отвечает.
На вопрос о том, почему у них нет сайта в Интернете, парнишка удивленно отвечает:
- Как нет? Русфонд-61…
Мне такого сайта найти не удалось…
Позже выяснилось, что куратор фонда вместе с «волонтерами» (наш оказался гражданином Узбекистана) занимаются тем, что переезжают из города в город, снимают сразу несколько квартир, живут и ходят на работу - собирают деньги на дорогах. Надолго в каждом городе не задерживаются.
- Какой у вас рабочий график?
- Работаем  кто как может! - отвечает Салим. Вооруженный документами с печатями, он ведет  себя довольно раскованно. - Из тех денег, что собираем за день, 700 рублей берем себе, остальные - хозяину…
- А сколько в день собираете?
Салим хитро улыбается:
- Три-четыре тысячи, бывает и больше…
- Формально все документы у них в порядке, кроме разрешения на проведение акции по сбору средств от администрации города, но один человек, собирающий деньги, - это не акция, - подтвердил исполняющий обязанности начальника пресс-службы УМВД по городу Нижнему Новгороду Михаил Мартынов.
Но что за люди приехали в наш город заниматься благотворительностью, остается тайной поныне.
- По сути, документы у фонда «Солнечный город» в порядке, - пояснили  в полиции. -  Им грозит разве что штраф в размере 500 рублей за нарушение правил дорожного движения, ведь они «работают» стоя  на проезжей части…
Где нал, там криминал
Благотворительность в России развивается весьма стремительно, фонды стали непременной частью социального пейзажа. Говорят, за ними сегодня  стоят уже серьезные деньги. А сомнительные благотворительные фонды в последнее время плодятся быстрее, чем кролики. И если нечестные сборщики, по сути, ничем, кроме технических средств, не отличаются от уличных нищих, то эти лжефонды уже превращаются в настоящую индустрию обмана. Разбираться в лжефондах и лжеволонтерах - обязанность правоохранительных органов. Однако возбудить уголовное дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество»  проблематично, ведь не каждый обманутый человек захочет, чтобы его признали потерпевшим.
К тому же каждый конкретный гражданин жертвует всего пару сотен, максимум пару тысяч рублей, по факту передачи денег фонд-получатель не оставляет ни договора, ни расписки. Поэтому наказать жуликов непросто. Чем они и пользуются…
По правилам все эти фонды обязаны публиковать отчетность на сайте Министерства юстиции, но зачастую там есть единственная строчка дохода - «Пожертвования» и единственная строчка расхода - «Уставная деятельность». И только специальная  проверка может выяснить, насколько представленные цифры соответствуют реалиям. Однако, как правило, в первые три-четыре года существования фонда проверок не бывает. А дольше мошеннические организации и не живут.
Все вместе против
Не так давно ассоциация «Все вместе» провела конференцию «Все вместе против мошенников» при поддержке Агентства социальной информации и центра «Благосфера». Группа экспертов, в том числе представители прокуратуры, поделились своими идеями и знаниями о проблеме и даже составили декларацию о добросовестности в сфере благотворительности при сборе средств через ящики-копилки. Декларацию подписали уже 216 благотворительных фондов, и список постоянно растет. Все они договорились, что не собирают наличные деньги от имени организации вне мест проведения организованных благотворительных мероприятий и вне стационарных ящиков для сбора наличных денег, опечатанных и вскрываемых в присутствии независимых контролеров. Отныне и вы прежде, чем доставать из кошелька свои кровные, вспомните эти постулаты. Честные фонды не собирают наличные деньги на улицах, в транспорте и торговых центрах. У них есть сайты, где можно найти отчеты о каждом полученном и потраченном рубле. Честные фонды не собирают деньги на личные карты сотрудников фонда или родственников, личные онлайн-кошельки и т. д., не обещают возвращения пожертвованных денег через системы сетевого маркетинга. И – внимание! - честные фонды не спрашивают реквизиты банковских карт или счетов своих жертвователей, если общение происходит в Интернете…
Татьяна ЧИНЯКОВА. Фото Александра ВОЛОЖАНИНА.

Следите за нашими новостями в удобном формате