Год назад Виктор Лунин стал председателем Законодательного собрания Нижегородской области. Накануне этой даты он встретился с журналистами и поделился мыслями о себе и работе регионального парламента.
- Виктор Николаевич, как вам далось решение возглавить Законодательное собрание области?
- Я человек достаточно консервативный, за 40 лет работал всего в трех организациях. Мне тяжело входить в новый коллектив, тяжело уйти из старого. Тридцать лет отработал в Минфине, девять - в Сбербанке. Решение было сложным, но оно было правильным, и я ни разу не пожалел о том, что пришел сюда работать. Потому что сейчас я вижу себя причастным к изменению ситуации в Нижегородской области в лучшую сторону.
Я депутат Законодательного собрания с 1998 года и многих в региональном парламенте знаю. Но одно дело знать на уровне знакомства, а другое - когда человек проверяется в работе. Мне нужно было время, чтобы увидеть, кто что может, и доверить тот участок работы, с которым человек лучше справится. Конечно, мои требования к сотрудникам высоки, но иначе быть не должно. Люди про меня говорят: ровный ко всем, строгий, но справедливый.
- Впервые Законодательное собрание проводит мониторинг, своего рода ревизию областного законодательства. Чем это обусловлено?
- Идея мониторинга законов родилась не на пустом месте, а исходя из обращений граждан, публикаций в СМИ, из общения с депутатами. Появилось желание посмотреть: что в законодательстве области стоит поменять. Работу мы только начали, но сегодня можно подвести промежуточные итоги и увидеть результат.
Возьмем закон, который мы приняли недавно, - о контроле в сфере благоустройства. Кто раньше контролировал сферу? Сами муниципалитеты, то есть те, кто и должен был наводить чистоту. Получался парадокс. Валерий Шанцев внес законопроект, чтобы этот вопрос был передан в ведение областной власти. Кому из мэров понравился этот закон? Никому, потому что у них забрали функции контролера, а вменили больше обязанностей по наведению чистоты. До сих пор идут просьбы со стороны глав МСУ поселений, районов и городов вернуть контрольные функции. В процессе мониторинга мы посмотрели, а везде ли есть правила благоустройства. Оказалось, что на уровне районов их нет. Мы добились того, что в каждом МСУ эти правила утверждены, и теперь есть за что спросить сами органы МСУ и пользователей разных форм собственности.
- Закон о межбюджетных отношениях - тоже очень непростая тема: какие полномочия переданы на уровень МСУ с областного уровня, какие деньги переданы, как МСУ эти функции выполняют?
- В первом полугодии для мониторинга выбрано 16 законов, пока он закончен по двум. Информация о мониторинге этих 16 законов появится на сайте Законодательного собрания. Каждый житель области может там высказать свое мнение по любому закону, оно обязательно будет учтено.
Еще новое дело - юридические консультации для жителей районов области. Поездки наших юристов в районы много значат: записываются на прием восемь, а приходят более 30 человек. Мы сидим до позднего вечера, объясняем, какие права граждане имеют, разъясняем суть законодательства. Мы помогаем людям. Пусть в данном случае не масштабно, но конкретно.
- Для чего необходим создаваемый молодежный парламент при Законодательном собрании?
- Необходимо растить себе смену, планомерно готовить молодые кадры к специфической законодательной работе. Сначала мы думали, что желающих почти не будет, никому нет до этого дела, что молодежь пассивная. Полагали, будет не более 50 заявок, а поступил 201 проект.
Я уже посмотрел три законопроекта и поставил им максимальную оценку. Эти работы уже можно положить в основу нового закона. Например, законопроект по созданию условий для инвалидов. Есть отдельные предложения по внесению изменений в конкретные статьи конкретных законов. Есть много и наивного, и популистского, но много и хороших идей.
- А много ли законов в Нижегородской области? Какие, на ваш взгляд, наиболее важные приняты в последнее время?
- В будущем году Законодательному собранию области исполнится 15 лет. За это время было принято около тысячи законов. В настоящий момент в регионе примерно 200 базовых законов, на их основе разрабатываются подзаконные акты, и это создает большую законодательную базу, на основе которой строится жизнь в области. Мне импонируют законы, которые привлекают инвестиции. Вы знаете, что инвестиции уже исчисляются сотнями миллиардов рублей, и задача стоит в том, чтобы в ближайший год довести их до 400 миллиардов.
Очень важен закон о жилищной политике. Мы имеем хорошие темпы роста введения жилья в Нижегородской области, надо их сохранить и решить задачу: к 2015 году строить в области три миллиона метров жилья. Есть у нас хорошая программа поддержки села, но она в полной мере не работает: людей на селе не хватает, а значит, надо повышать производительность труда, удешевлять стоимость новой техники, компенсировать хозяйствам ее закупку. Закон о ветеранах труда Нижегородской области - это выстраданный документ, и мне приятно, что мы тоже внесли свой вклад в то, что закон получился хорошим, ведь до сих пор не на всей территории РФ местные ветераны приравнены к федеральным. А стоимость исполнения этого закона по региону перевалила за миллиард.
- Есть мнение, что сейчас все определяет исполнительная власть, а парламенты, что на федеральном, что на региональном уровнях, лишь штампуют готовые решения.
- В нашей области процентов 70 законопроектов вносит правительство, а 30 - депутаты. К примеру, в Новосибирской области соотношение 95 на 5. Надо еще учитывать различную численность аппарата ЗС и правительства - там целые министерства занимаются разработкой проектов, а у нас в комитете по два-три человека работают над законопроектом.
Чтобы создать хороший закон, его надо проработать со всех сторон, совместно с правительством, привлекая депутатов Госдумы, органы МСУ, общественные организации. Так, в Госдуме наши инициативы не проходят порой по формальным признакам. И мы договорились, что все наши предложения мы будем сначала представлять на оценку в правовое управление Думы. Лучше, если инициативы будут оформляться не от ОЗС, а от нижегородских депутатов Госдумы. Поэтому сейчас раз в месяц вместе с губернатором и депутатами ГД проводим совместные совещания, где обсуждаем важность той или иной законодательной инициативы. Общими усилиями можно добиться больших результатов.
Вот пример с законом о материнском капитале. Его можно использовать для оплаты высокотехнологического лечения ребенка только после трех лет. Мы предложили дать возможность использовать эти деньги сразу же, потому что некоторые дети могут не дождаться этого возраста. В свое время правительство отказало нам в инициативе, заявив, что все жители имеют право на бесплатное медобслуживание. Сегодня мы вернули эту инициативу в правительство уже совместно с нашими депутатами в ГД. Будем добиваться того, чтобы с первых дней жизни ребенка родители могли использовать материнский капитал для оплаты медпомощи ребенку.
Записал Сергей ПЕТРОВ.