Подотчетные

Мэры должны отчитываться перед губернатором.Результаты недавно проведенного социологического опроса показывают, что большинство нижегородцев положительно относится к предложению подчинить мэров городов губернатору области. Шагом к этому некоторые считают один из последних документов, подписанных Владимиром Путиным на посту президента РФ, - указ "Об оценке эффективности деятельности местного самоуправления".
Этот документ и сегодня горячо обсуждается. На только что состоявшемся в Нижнем Новгороде заседании Ассоциации законодательных органов государственной власти субъектов РФ ПФО, хотя этот вопрос и не значился в повестке, в кулуарах о нем говорили не менее живо, чем о высказанном предложении президента Татарстана Ментимера Шаймиева вернуться к практике выборности глав субъектов Федерации. Не станет ли практика подотчетности концом независимости МСУ, задаются вопросом прежде всего те, чьи интересы затрагивает указ.
В перечне - 30 показателей, по которым оценивается эффективность работы органов МСУ. В их числе - доля населения, охваченного профилактическими осмотрами, число смертей лиц в возрасте до 65 лет, метраж отремонтированных автомобильных дорог местного значения, число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10 тысяч человек и другие.
Губернатор Валерий Шанцев отмечал, что оценка эффективности работы органов МСУ повысит их ответственность: "Порой главы не отвечают перед руководителем субъекта, кивая на то, что они избраны народом и отвечают только перед ним". По его информации, данные мониторинга будут анализироваться в администрации президента РФ, что даст главе государства право "отстранить человека от должности, если он не справляется со своими обязанностями".
В свою очередь мэр Нижнего Новгорода Вадим Булавинов заметил, что продления вертикали госвласти до уровня муниципалитетов, то есть отмены выборности мэров, как варианта дальнейшего развития событий он не боится.
Елена МАСЛОВА.

Комментарии
Сергей ПОТАПОВ, заместитель губернатора по государственно-правовому и организационному обеспечению:
- Закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ", принятый 6 октября 2003 года, до января 2009-го предусматривал переходный период. Со следующего года он должен будет заработать в полную силу по всей стране, и, безусловно, мониторинг деятельности городских округов и муниципальных районов поможет оценить его эффективность.
В перечне показателей, по которым будет оцениваться работа МСУ, значатся 30 критериев. Однако органам исполнительной власти предоставлено право исходя из местных особенностей и условий установить дополнительные показатели, касающиеся вопросов благоустройства территории, организации сбора и вывоза бытовых отходов и мусора, освещения улиц.
Никакого реформирования механизма наделения полномочиями (или прекращения полномочий) глав местного самоуправления этот документ не предусматривает. Его задача совершенно другая - внедрить в практику объективный метод оценки эффективности органов МСУ в целом и показать гражданам, насколько эффективно работает в их интересах местная власть.
Виктор ЛУНИН, председатель Законодательного собрания Нижегородской области:
- Практика выборов глав регионов законодательными органами власти по представлению президента страны оправдала себя на все сто процентов. Должно быть единство власти законодательной и исполнительной, муниципальной, региональной и федеральной. Это очень важно. Думаю, оправданно, если и мэры крупных городов, столиц субъектов Федерации выбирались бы городскими думами по представлению губернаторов. На мой взгляд, это стало бы логичным решением, от которого в первую очередь выиграют люди, живущие в этих городах.
Александр ЦАПИН, заместитель председателя Общественной палаты Нижегородской области:
- Мониторинг эффективности деятельности местных администраций никак нельзя рассматривать как "дневник успеваемости". Это прежде всего способ выяснить, какие реформы, какие преобразования удаются, а какие нет. Системные сбои, выявленные с помощью этого мониторинга, будут сигналом прежде всего для федеральных органов власти какие-то свои действия отменить, какие-то подкорректировать, словом, принять меры административного, управленческого характера.
Оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления будет и косвенной оценкой работы исполнительной власти субъекта Федерации.
Евгений СЕМЕНОВ, политолог:
- Указ Владимира Путина вписывается в логику развития российской системы государственного управления. С одной стороны, существуют международные акты о разделе местного самоуправления и государственного управления, и, будучи участницей международных процессов, Россия обязана с этим считаться. С другой стороны, историческая традиция последнего столетия такова, что МСУ у нас всегда встроено в систему и вынуждено взаимодействовать с органами госвласти. В первую очередь по экономическим параметрам. У нас мало финансово самодостаточных городов и районов. А экономическая зависимость территорий от региональных и федерального бюджетов диктует и контроль за использованием средств со стороны дающих.

Следите за нашими новостями в удобном формате