По данным ООН, автомобильные аварии ежегодно уносят около 170 тысяч жизней людей, и из года в год эта цифра не уменьшается. Исследования показывают, что главными причинами аварий являются различные нарушения правил дорожного движения (в том числе и превышение скорости), управление автомобилем в нетрезвом состоянии, плохие дороги (главным образом скользкие) и неисправности автомобилей (на первом месте - тормоза, на втором - рулевое управление, на третьем - колеса и шины).
Конечно, многое здесь зависит от водителя: если он обладает такими качествами, как опытность, достаточная осторожность, внимательность, умение прогнозировать развитие событий и решительность в случае опасности, вероятность стать жертвой ДТП для него сводится к минимуму. Тем не менее бывают случаи, когда авария неизбежна, и для того, чтобы выйти из нее с наименьшими потерями, существует несколько нехитрых правил.
Во-первых, в который раз напоминаем прописные истины:
подголовники и ремни безопасности уменьшают вероятность гибели при лобовом столкновении в два-три раза, а при опрокидывании - в пять раз. Водитель, не пристегнутый ремнем, столкнувшись с неподвижным препятствием даже на скорости 20 км/ч, скорее всего, получит травму; та же ситуация при 50 км/ч равносильна прыжку лицом вниз с четвертого этажа. Сам же водитель может снизить тяжесть последствий аварии следующим образом:
во время аварии должны быть до предела напряжены все мышцы - расслабляться нельзя до полной остановки;
также до остановки нельзя покидать машину (это хорошо получается только в кино): шансов выжить в автомобиле в 10 раз больше, чем при "катапультировании";
сохранять самообладание - это позволит управлять машиной до последней возможности;
сделать все, чтобы уйти от встречного удара: кювет, забор, кустарник, даже дерево лучше идущего на вас автомобиля;
при столкновении с неподвижным предметом удар левым или правым крылом хуже, чем всем бампером (не бойтесь, что мотор вдавится в салон: конструкторы уже давно позаботились о том, чтобы он уходил вниз).
Если удар неизбежен, самое главное - препятствовать своему перемещению вперед и защитить голову. При небольшой скорости нужно вжаться в сиденье спиной и, напрягая все мышцы, упереться руками в рулевое колесо. Если же скорость превышает 60 км/ч, а водитель не пристегнут ремнем безопасности, ему следует прижаться грудью к рулевой колонке; все мышцы должны буквально окаменеть и быть напряженными до полной остановки машины. Пассажир должен закрыть голову руками и "завалиться" на бок (если рядом с вами ребенок, крепко прижать его, накрыть собой и также упасть на бок).
После того как удар произошел, первым делом надо определиться, где (в каком месте автомобиля) и в каком положении вы находитесь, не горит ли машина, не подтекает ли бензин (особенно при опрокидывании). В зависимости от ситуации двигайтесь к выходу через дверь или окно (если двери сразу не открылись).
Бывают случаи (хотя и очень редко), когда машина упала в воду. Так как автомобиль может некоторое время держаться на плаву, бывает достаточно нескольких секунд, чтобы из него выскочить. Однако двери открывать не следует - вода тут же хлынет внутрь, и машина начнет резко погружаться; выбираться нужно через открытое окно.
При погружении на дно с закрытыми окнами и дверями воздух в салоне автомобиля держится несколько минут - это немало. Можно включить фары (чтобы машину легче было искать), оценить обстановку, активно провентилировать легкие (глубокие вдохи и выдохи позволяют наполнить кровь кислородом впрок), избавиться от лишней одежды, захватить из машины документы и, самое главное, мысленно представить себе путь наверх. Вам предстоит через дверь или окно (опущенное стекло - это лучший вариант) протиснуться наружу, взявшись руками за крышу машины, подтянуться, а затем резко плыть вверх. Если дверь заклинило и стекло не опускается, надо разбить лобовое стекло. Выбираться наружу можно, когда машина наполнится водой наполовину: если резко распахнуть дверь и пытаться тут же выбраться, вам будет мешать поток воды, заполняющей салон. Оказавшись вне машины, имейте в виду, что у вас в запасе не меньше 30 - 40 секунд - этого вполне достаточно, чтобы выбраться на поверхность даже с глубины 30 метров.