В 1934 году со стапелей завода «Красное Сормово» сошел двухпалубный теплоход «Максим Горький» представительского назначения. Невиданно комфортабельный, с шикарной отделкой помещений ценными породами дерева, с дизайнерской мебелью и лаконично-модерновыми интерьерами, по стилю напоминающими сталинскую дачу в Мюссере, «Максим Горький» был также судном, весьма прогрессивным в техническом плане. Например, средняя скорость его составляла весьма приличные по тем временам 38 км/ч. Специалист международного класса инженер Василий Зевеке лично проводил ходовые испытания.
Все для випов
Особые требования предъявлялись к безопасности вип-пассажиров - членов правительства и государственных деятелей. Так, на борту судна находился катер, способный разгоняться до 70 км/ч; был оборудован специальный въезд для автомашин, и имелся гараж на два машино-места. Теплоход располагал собственной АТС: в каждой каюте, а также в рубке и в машинном отделении были телефоны, а на стоянках в городе подключался к городской сети специальный телефон. Имелись три каюты класса люкс, каждая из которых состояла из спальни, кабинета и санузла с ванной.
За глаза судно называли яхтой Сталина. Однако историки не нашли подтверждений тому, что вождь народов когда-либо поднимался на борт этого судна, которое, впрочем, строилось по его личному распоряжению. А вот Максим Горький на своем тезке путешествовал. Это было летом 1935 года: теплоход шел по Волге от Москвы до Нижнего Новгорода.
В свое время пассажирами чудо-судна становились первые лица советского государства: Берия, Каганович, Микоян, Орджоникидзе, Молотов, Маленков, Хрущев… В память об этом на теплоходе оборудована особая музейная каюта, стилизованная под рабочий кабинет Сталина: там расположились восковые Горький, Калинин и собственно Иосиф Виссарионович.
Великую Отечественную теплоход переждал в Куйбышевском затоне, а затем долго обслуживал иностранные делегации, рабочие и творческие коллективы. На рубеже веков он был отреставрирован на верфях Чкаловска и ходил по Химкинскому водохранилищу как прогулочное судно. В последние несколько лет «Максим Горький» был уже не на ходу и использовался для проведения банкетов.
В начале текущего года собственник судна - Московское речное пароходство - объявил о продаже «старичка», невыгодного в эксплуатации и бесперспективного для компании, активно вкладывающейся в новые суда. Покупателей на плавучий особняк не находилось долго, и слухи о его возможной судьбе ходили самые разные и невероятные: например, что судно выкупят азербайджанцы - как экспонат морского музея… или что в честь 150-летия писателя Горького его приобретут нижегородские власти. Осенью новым хозяином «Максима Горького» стало ФГБУ «Канал имени Москвы». Руководитель этой организации даже успел рассказать СМИ о планах относительно «сталинской яхты»: поставить ее на вечный прикол в московском парке Горького и музеефицировать.
Однако история знаменитого судна на этом вовсе не закончилась, а, похоже, наоборот: началась новая ее страница.
Финал не по статусу
Некоторое время назад председатель правления РОО «Нижегородское землячество в столице» Виктор Карпочев среди прочего сообщил журналистам удивительную вещь. По его словам, уже достигнута договоренность о том, чтобы теплоход «Максим Горький» достался в дар нижегородцам! Корреспондент «НН» связалась с Виктором Александровичем и попросила его рассказать об этом подробнее.
- Действительно, «Канал имени Москвы» по решению Минтранса РФ бесплатно передает «Максима Горького» нижегородцам, - подтвердил Виктор Карпочев и отметил, что это дело находится в стадии юридического согласования, плюс еще имеются серьезные вопросы, требующие конкретных ответов и волевых решений.
Некоторые подробности непростого, длительного процесса возвращения знаменитого судна на историческую родину приоткрыл корреспонденту «НН» Виталий Ефимов - первый заместитель председателя комитета Государственной думы по транспорту и строительству, заместитель президента правления «Нижегородского землячества в столице». Так, он рассказал, что «Максим Горький» де-факто подлежал утилизации. Но вся его история, статус, его уникальность в конце концов не позволили неравнодушным нижегородцам, состоящим в землячестве, допустить такой никчемный финал.
- Уже много лет мы работаем над возвращением судна «Максим Горький» в Нижний Новгород, поскольку считаем, что именно это судно для настоящих и будущих поколений нижегородцев могло бы в первую очередь продемонстрировать высокий уровень технологий и место знаменитого завода «Красное Сормово», который даже в далекие тридцатые годы производил продукцию высочайшего класса, - считает Виталий Борисович. - На этом судне можно было бы разместить музей истории завода «Красное Сормово», а также музей великого нашего земляка - писателя Максима Горького.
В настоящее время практически решен вопрос о приведении судна «Максим Горький» в соответствующее техническое состояние.
Конечно, такой подарок с обязательствами: судно необходимо содержать и обслуживать; требуется команда, которой придется платить зарплату. Но главное - ситуация в целом движется в конструктивную сторону. И, быть может, «Максим Горький» еще побегает по волнам!
Мария Федотова. Фото из архива музея ПАО «Завод «Красное Сормово» и Дмитрия Андреева.
Между тем
Корреспондент «НН» спросила мнение читателей газеты по поводу перспективы возвращения «Максима Горького» на родину, и они единодушно высказались в духе, что это было бы прекрасным подарком горожанам, особенно в преддверии восьмисотлетнего дня рождения города.
Кстати, в 2019 году судну «Максим Горький» исполнится 85 лет, а построившему его заводу, знаменитому «Красному Сормову», больше ровно вдвое - 170 лет. Вот если помечтать, как бы хорошо в честь двойного юбилея было заполучить легендарное судно, поставить его на баланс завода и водить туда молодежь, наглядно рассказывая о высочайших технологиях сормовского судостроения…