«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему»… Ах, Лев Николаевич, знали бы вы, где хранятся многотысячные доказательства вашей правоты! В сейфах следователей, в архивах судов и в картотеках исправительных колоний. Потому что семейные конфликты, годами длящиеся на уровне взаимных оскорблений, остаются неведомыми для посторонних - если вы, конечно, не Армен Джигарханян и не Прохор Шаляпин. А те из них, которые выходят за рамки закона, рано или поздно становятся достоянием правоохранителей.
До развода не дошло
…И на языке полицейских они называются «преступлениями, совершенными на бытовой почве», еще проще - бытовухой. Бывают, конечно, случаи, когда конфликт с поножовщиной завязывается в рабочем коллективе или в общественном месте, но гораздо чаще эпицентром трагедии становится обычная кухня. Особенно на селе. Особенно если муж пьет горькую… А если пьет жена?
Жители рабочего поселка имени Степана Разина Лукояновского района Николай и Елена Вахрушины начинали свою совместную жизнь, как многие их односельчане: влюбились, женились, дети пошли. Жить бы да радоваться, да вот только не заладилось у супругов. На сельской свадьбе ли, на престольном празднике ли - Елена, молодая симпатичная женщина, пила самогон наравне с мужиками, а потом еще два дня лечила похмелье. А потом уже три дня, неделю… Работать она уже не работала, если не считать один месяц - уборщицей в местном сельмаге. Только кто ж будет держать пьяницу и прогульщицу?
Николай уже не раз ставил вопрос ребром: завязывай! Дом в запустении, детишки - трехлетняя дочка и шестилетний сын - частенько остаются без присмотра, в холодильнике шаром покати…
- Уйду я от тебя и детей заберу! - грозился он после очередного загула жены.
И она просила прощения, обещала не пить. А он верил и прощал. Потому что любил и жалел.
Клятва игрока
- Следователи Шатковского межрайонного следственного отдела следственного управления Следственного комитета России по Нижегородской области возбудили уголовное дело в отношении 35-летнего жителя Лукояновского района по статье УК РФ «Умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего», - рассказывала старший помощник руководителя регионального СУ СКР полковник юстиции Юлия Склярова.
В тот вечер Николай пришел с работы уставший. Дети, похоже, были у тещи, в доме было тихо. В комнате на диване в расхристанном халате спала Елена, по густому амбре, застывшему в воздухе, по ее растрепанным волосам он догадался, что она опять напилась.
- Ведь обещала же не пить! - в сердцах выругался муж, тряся ее за плечи. - Когда же это кончится?!
- Больше не буду, Коленька, прости, Маринка поллитру принесла, вот и посидели, - бормотала она спросонья. - Честное слово, больше не буду!
Николай еще поворчал, доставая из морозилки слипшиеся пельмени, сварил покупной деликатес в закопченной кастрюльке и позвал жену ужинать. Елена жадно набросилась на еду. С набитым ртом приговаривала:
- Завтра детей заберу, и больше ни капли…
Конец скандалам
Ближе к полуночи муж проснулся от того, что на кухне что-то громыхнуло. Елены рядом не было. Он поднялся и прошел в кухню. Упавшая кастрюля с недоеденными пельменями валялась на полу, а за столом, тупо улыбаясь и глядя на него стеклянными глазами, сидела его некогда любимая жена - пьяная в хлам. Тут же, рядом с кастрюлей, лежала пустая бутылка.
Из материалов уголовного дела:
По версии следствия, в ночь на 21 октября 2018 года в доме по улице Пионерская р.п. им. Степана Разина Лукояновского района подозреваемый столкнул нетрезвую супругу с лестницы. Наутро он вызвал скорую помощь, которая доставила пострадавшую в районную больницу. В тот же день 30-летняя потерпевшая скончалась…
- Подозреваемый сознался в содеянном, - рассказывал далее следователь Шатковского МСО лейтенант юстиции Кирилл Рябов. - Он трудоустроен, ранее к уголовной ответственности не привлекался. А вот погибшая нигде не работала, злоупотребляла алкогольными напитками…
На допросах Николай не проронил ни слова.
- Воспользовался пятьдесят первой статьей Конституции, - пояснил Кирилл Олегович. - Никто не обязан свидетельствовать против себя…
Свидетели же рассказывают, что Николай никогда прежде не поднимал руку на жену, даже если выпивши был, дескать, и тут, скорее всего, просто толкнул… Но теперь уж в этих деталях будет разбираться суд. Еще одна из многотысячных историй о несчастливой семье закончена: жена в могиле, муж за решеткой, а местный отдел по опеке и попечительству решает сейчас судьбу двух маленьких детей, оставшихся без родителей.
- В отличие от мужчин, женщины переходят в стадию глубокого запоя гораздо стремительнее, - комментирует эту печальную историю наш эксперт Олег Балабанов. - Когда уже и компания не нужна, и она пьет в одиночку каждый день, супруг должен понимать, что человек серьезно болен. И тут уж остается только одно - лечить. К сожалению, некоторые выбирают иной путь.
Татьяна Чинякова.
P.S. Имена и фамилии фигурантов этого уголовного дела изменены автором в интересах следствия.