Недавно приехавший из Америки приятель показывает мне фото: вот он на фоне Ниагарского водопада, вот стоит рядом со зданием Нью-Йоркского университета. А вот здесь они с друзьями гуляют по Манхэттену, обедают в "Макдоналдсе" и танцуют под хиты Джастина Тимберлейка. Еще одна серия фото - за рулем одного автомобиля, другого, третьего…
- Откуда все эти тачки? - любопытствую я.
- Да в прокат брали покататься, а потом на работу на них ездили, - отвечает собеседник. - У них, в Америке, это здорово распространено. Автомобили какие хочешь можешь снять, и недорого, не то что у нас…
Действительно автопрокат в России пока не так доступен, как за границей. Попробуем найти ответы на вопросы: почему и какова ситуация на нижегородском рынке автоаренды?
Столичные преференции
В нашей стране прокат авто распространен пока слабо. И хотя эксперты называют его динамично развивающимся, более 90 процентов этой самой динамики обеспечивают Москва и Санкт-Петербург. В других городах рынок развивается в мелких масштабах.
Например, в Нижнем Новгороде компаний, предоставляющих услугу проката авто, около 30 - 40. Но сюда входят и транспортные организации, обслуживающие банкеты, свадьбы, похороны. По сути, фирм, занимающихся именно предоставлением автомобилей в прокат для населения, не так много. Вот только их парк прокатных авто в среднем насчитывает 5 - 6 "железных коней". Да и сдаются в аренду они обычно непосредственно клиентам дилерского центра. Компаний, которые серьезно специализируются на прокате автомашин в Нижнем Новгороде, можно пересчитать по пальцам одной руки.
Сколько стоит прокатиться?
Снять автомобиль по среднероссийским меркам достаточно дорого. Цена, конечно, зависит от марки, комплектации и года выпуска авто. В большинстве фирм тариф указывается за сутки, и в него входит пробег 150 километров. За каждую дополнительно прокатанную тысячу метров придется доплатить.
Как и во всем мире, основной популярностью в прокате пользуются машины эконом-класса, меньшей - внедорожники и супердорогие "тачки". К примеру, снять на сутки "Пежо-206, -307", "Форд Фокус-2" или "Ауди-А3" будет стоить от 550 до 700 рублей. Бизнес-класс обойдется в сумму побольше. "Мицубиси Лансер", "Ниссан-Примера", "Пежо-407", "Ауди-А6", "Тойотта Камри" - прокат этих красавиц встанет в сумму от 650 до 1000 рублей в день.
Менее популярна у нижегородцев аренда джипов. Прокат "БМВ Х5", "Инфинити FX35", "Фольксваген Туарег" или "Хаммера" стоит в городских салонах от 1100 до 2200 рублей в сутки. Есть возможность взять в аренду и автомобили представительского класса. Как вам, к примеру, "Роллс-Ройс Силвер Спирит 2" за 4000 рублей в день? Плюс к этому за каждый дополнительно накатанный километр нужно заплатить 55 рублей (хотя в среднем стоимость "доп. км" колеблется в пределах 15 - 20 рублей). Другие представительские авто менее дорогие. "Мерседес-Бенц" и "Ауди-А8" последних серий стоят от 1000 до 1500 рублей.
Нижегородцы не боятся ни иномарок, ни "Жигулей"
Артем Игнатьев, представитель по работе с клиентами нижегородского филиала компании Hertz, занимающейся прокатом авто по всему миру с 1918 года, говорит, что в Нижнем Новгороде в основном предпочитают арендовать авто эконом-класса. И спрос на них есть, несмотря на дороговизну.
- Мы не сдаем в аренду автомобили российского производства, работаем только с иномарками, - разъясняет Артем. - Ведь товар, который сдается в прокат, должен быть высокого качества, так как используется многими людьми и быстрее изнашивается. Отечественные марки в этом случае нас и, думаю, многих клиентов не устраивают.
Назвать количество сданных машин в месяц представитель фирмы отказался, сославшись на коммерческую тайну. Но, по сведениям знающих людей, в среднем ежемесячно машины в прокат берут 300 - 400 нижегородцев. Пик спроса, конечно, приходится на весенне-летний сезон.
А вот компания "Элекс-Полюс", крупнейший продавец автомобилей марки "ВАЗ", наоборот, сдает в аренду только отечественные "Жигули". Менеджер отдела проката Алексей Тягунов рассказал, что самой популярной моделью является "пятерка". Неплохим спросом пользуются "четверки" и ВАЗ-21014.
- Авто напрокат у нас в основном берут иностранцы и люди, у которых временно отсутствует личный автомобиль, - делится опытом Алексей. - Чаще всего арендуют автомобили на три-четыре дня.
По его словам, за последние три года эта услуга становится все более востребованной и спрос на прокатные автомашины в Нижнем Новгороде вырос почти на 70 процентов. Люди перестают бояться брать "четырехколесных" напрокат.
Франшиза - это не страшно
Что касается условий сдачи автомобилей в аренду, кабальными их явно не назовешь. Клиенту нужно предъявить паспорт, водительские права, естественно, и деньги. В обмен ему выдается "железный конь" с полным баком бензина (правда, и вернуть его нужно таким же).
Многие нижегородцы ошибочно думают, что при прокате авто необходимо оставлять залог. Это не так - официального залога компании не берут. Существует так называемая франшиза, сумма за возможные повреждения автомобиля. Если с машиной что-то случается, эти деньги забирает прокатная компания (соответственно стоимости поломки), если все в порядке - рубли возвращаются клиенту. Франшиза, к примеру, для автомобиля "Шевроле" составляет 6000 рублей. Немаловажно то, что больше этой суммы с вас не возьмут. Даже если вы "стукнули" новенький "мерс" и его ремонт стоит несколько десятков тысяч рублей, вы все равно отдадите только франшизу, остальное выплатит страховая компания.
Также пока в Нижнем Новгороде не было зарегистрировано случаев угона прокатных автомобилей. Не вовремя вернуть - это по-нашему, а вот угнать - это уже перебор!
В целом, эксперты автомобильного рынка утверждают, что в ближайшее время прокат автомобилей в России достигнет европейского и американского уровня.
Андрей ВОВК.