Виталий Прокопьевич на охоту в нижегородские леса в холода надевает любимый шерстяной свитер крупной вязки. Но издалека тот гораздо пушистее, чем вблизи, из-за сотен крупных катышков, которые посторонним так и хочется пообрывать, настолько забавно и нелепо они смотрятся на солидном джентльмене. Речь о так называемом пиллинге, дефекте, проявляющемся на различных швейных или вязаных изделиях. Бороться с ним можно по-разному.
Совет первый
Вернуть в магазин
Самое в теории простое, а на практике редко выполняемое - это просто отдать некачественную одежду, на которой появился пиллинг, то есть небольшие шарики из закатанных кончиков отдельных волокон на поверхности ткани, назад в торговлю.
- Почему-то нижегородцы с гораздо меньшей требовательностью относятся к одежде, чем к обуви, - удивляется директор ООО "Эксперт-НН" при Торгово-промышленной палате Нижегородской области Наталья БАРИНОВА. - Бывали случаи, когда после осмотра спорной пары обуви, по которой продавец и покупатель не пришли к единому мнению, а потому обратились за профессиональной экспертизой, потребители неожиданно открывали для себя возможность рекламаций и на кофточки, блузки, жакеты… Они с недоверием у меня переспрашивали, заметив краем глаза среди сидящих в очереди посетителей с различными предметами гардероба: "А что, разве и за одежду можно забирать деньги?" Но почему нет, если одежда некачественная!
Пиллинг - один из самых распространенных дефектов, в частности, некачественного трикотажа. И если потребители с ним в массовом порядке мирятся, считая катышки непременным атрибутом трикотажной вещи, то не особо добросовестным производителям ввиду отсутствия массовых рекламаций не о чем и беспокоиться. Такая вот причинно-следственная связь.
Гламурное безобразие
Первый и самый кардинальный способ борьбы с катышками на практике приводит к отличным результатам, если потребитель настроен решительно и хорошо подкован юридически.
…Нижегородка Светлана и думать не думала, приобретая в одном из элитных магазинов областного центра модный пиджачок из плотной немнущейся ткани, что очень скоро под рукавами образуются некрасивые мелкие шарики.
- Я пошла в этом пиджаке с партнерами по бизнесу в ресторан, где одна из присутствовавших богатых дам "подколола" меня замечанием о некачественной ткани моей одежды и некрасивых шариках на внутренней части рукавов и по бокам, намекая на "не первую свежесть" моего гардероба, - рассказывает Светлана. - Было заметно, что не совсем к лицу одетая дама явно позавидовала фасону и отделке моего пиджака, а также оттенку серого цвета, что в целом очень мне идет. Поэтому-то она не без злорадства придралась к качеству вещи…
Однако субъективный психологический аспект ревности и неумения себя вести со стороны посторонней дамы - это одно, а объективный момент дефекта ткани - это совсем другое.
- Меня буквально привело в ярость, что за достаточно крупную сумму - за несколько тысяч рублей - я купила базовую вещь в гардероб, которую надеялась проносить много лет, а на деле она пришла в негодность меньше чем за сезон! Вместо восхищения красивой вещью у меня остался неприятный осадок от этого драного гламурного безобразия! - возмущалась Светлана.
Не прошло и недели
По рекомендации "Потребительского ликбеза" была написана и распечатана на принтере в двух экземплярах претензия в магазин с требованием возврата денег.
К сожалению, присутствовать на экспертизе Светлана не смогла - была сильно загружена на работе. Однако вердикт эксперта Ирины Домрычевой ее не только порадовал, но и удивил - при осмотре пиджака констатировали кроме пиллинга еще один производственный дефект, который покупательница хоть и замечала, но с грустью относила к издержкам эксклюзивного дизайна.
Цитируем: "При органолептической оценке качества изделия установлено, что жакет женский имеет незначительный износ. При осмотре изделия обнаружены дефекты: 1) на полочках и рукавах наличие пиллинга. Дефект проявился в начальной стадии эксплуатации изделия; 2) на левой полочке декоративный настроченный цветок имеет несрезанную кромку ткани, что влияет на внешний вид изделия".
Торговля до суда дело решила не доводить, а выполнила требования покупательницы добровольно и притом весьма оперативно - между обращением Светланы в магазин и возвратом денег не прошло даже и недели. Во вторник претензия, а в пятницу уже полный расчет с потребителем! Ну не фантастика ли?!
Совет второй
Вооружиться терпением и техникой
По мнению сотрудников отдела защиты прав потребителей администрации Автозаводского района Нижнего Новгорода, куда с рекламациями по одежде требовательные автозаводцы обращаются постоянно, в каждом доме должна иметься машинка по устранению катышков с ткани.
Такие машинки стоимостью от 100 и приблизительно до 500 рублей довольно широко представлены в продаже. Это остроумный аналог электробритвы с категоричным предупреждением не использовать его на живом теле. Раньше, когда этих специальных машинок не было, некрасивые шарики с тканей граждане обрывали вручную или с помощью скотча, накладывая его липкой стороной на замусоренное пиллингом место, плотно прижимая, а затем быстро снимая рывком.
Машинки эти возникли вовсе не от хорошей жизни, ведь сам факт их существования - доказательство глобальной проблемы с достойным качеством одежды. Это с одной стороны. С другой стороны, еще и показатель, что мы сами, потребители, не всегда правильно умеем обращаться с покупками.
Совет третий
Правильно стирать
Как показывает практика, наименьшее внимание потребители обращают на символы, обозначенные на маркировочных лентах трикотажных и шерстяных изделий. Между тем именно точное выполнение условий стирки, отраженное в символах, в значительной мере влияет на появление проблем с одеждой.
Похоже, многие из нас, имеющие в гардеробе вещи, "пораженные" пиллингом, считают себя профессионалами в стирке, приводя вещи в порядок одним единственным способом: бросить их в горячую мыльную воду, и вся недолга!
- Мы постоянно напоминаем потребителям, что многие изделия выдерживают воду не теплее 30 - 40 градусов по Цельсию, а это практически прохладная вода, - подчеркивает Наталья Баринова. - И сушить, например трикотаж, следует на горизонтальной поверхности, чтобы он не терял форму.
"Убивает" вещь или излишне холодная вода, или излишне горячая, если они ей противопоказаны. В таких случаях пиллинг часто не локализуется, а покрывает всю площадь одежды.
Грустное резюме
Даже на популярных российских форумах потребителей в Интернете, куда нижегородка, пострадавшая от серого пиджака в ресторане, о чем мы сегодня рассказали, обращалась за помощью, в лучшем случае давали приведенный нами совет № 2. Никто не дал совет № 1, а когда он по рекомендации "Потребительского ликбеза" принес успех, то нашу читательницу даже обвиняли в жадности и наглом желании без затрат щеголять каждый сезон в обновках. Так что многим потребителям, по мнению нижегородских экспертов, еще предстоит трудная работа над собой и своей покупательской и юридической грамотностью.