Красота лезет в кошелек

Красота лезет в кошелек

Куда пожаловаться на медицинских коммерсантов?В случае с государственной медициной все довольно прозрачно, когда речь идет о пациентах, недовольных оказанием помощи и, возможно, пострадавших от врачебной ошибки. Пожаловаться можно практически куда угодно, начиная с главного врача лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ), городского и областного департаментов здравоохранения и заканчивая, в тяжелых случаях, прокуратурой с заведением уголовного дела. А вот с коммерческой медициной все не так просто.
Частники - в "слепой зоне"?
Последние несколько лет в Нижнем Новгороде и в районах области остро стоит вопрос, что делать тем, кто обратился, собственно, не за лечением, а за оздоровлением в коммерческие медицинские центры. Потребители, заплатившие за медицинскую помощь из собственного кармана, сталкиваются с тем, что в департаментах здравоохранения администраций различного уровня управу найти на недобросовестных исполнителей платной услуги можно лишь в том случае, если она оказывалась на территории государственного ЛПУ.
Теоретически за частными структурами "пригляд" со стороны других контролирующих инстанций (не департаментов здравоохранения!), конечно, есть, но он, как показывает практика, не такой строгий, как за государственной медициной.
Одной из контролирующих инстанций для частной медицины является, например, Лицензионная палата Нижегородской области, ведь осуществление медицинской деятельности и оказание в ней платных услуг подлежит обязательному лицензированию. И в принципе наихудший исход для частного ЛПУ - это как раз лишение лицензии, равноценное закрытию.
Однако прецеденты по лишению частных ЛПУ лицензий в Нижегородской области равны нулю. Максимум, что иногда происходит, это незначительные в финансовом отношении проблемы, когда у частников выявлено такое довольно распространенное нарушение, как оказание услуг, официально не внесенных в лицензию. Их "легализация" стоит сущие копейки и поэтому, можно сказать, не бывает ощутимо наказана.
А вот случись подобное в госмедицине, то все участники скандала - от исполнителя услуги и заведующего отделением до главного врача - отделались бы не "комариным укусом" оплаты внесения новых услуг в лицензию, а еще и различными мерами административного характера со стороны горздрава или облздрава, причем, не исключено, вплоть до увольнения или перевода на менее ответственную должность.
Испорченный внешний вид
Одними из самых популярных услуг в частных медицинских центрах являются различные процедуры по улучшению внешнего вида клиентов. Рассмотрим на примере одной из попавших в руки "Потребительского ликбеза" рекламаций, как пострадавший клиент может бороться за свои права.
Итак, в один из центров коррекции фигуры Нижнего Новгорода потребительница, заплатившая более 10 000 рублей за процедуры, почувствовав ухудшение здоровья и наведя подробные справки о характере оказанных ей услуг, составила в соответствии с Законом РФ "О защите прав потребителей" и законодательством РФ, оговаривающим права пациента, такую вот претензию:
"Прошу вернуть мне деньги, авансированные за курс различных процедур, за оставшиеся четыре процедуры из десяти в сумме 2260 (Две тысячи двести шестьдесят) рублей в связи с тем, что по медицинским показаниям они не полезны моему здоровью и я стала хуже себя чувствовать.
При покупке курса процедур мне не было известно, что вакуумный массаж и миостимуляция не рекомендованы людям, имеющим мочекаменную болезнь (в том числе и в период ремиссии) и тромбофлебит (в том числе компенсированный), с выраженными сосудистыми капиллярными сетками, которые у меня есть и в области лица, и на других частях тела, что видно при осмотре наружных покровов.
Оба вышеназванных диагноза у меня уже около 10 лет, поэтому при необходимости проверки их наличия я готова выбрать взаимно удобное время, чтобы пройти процедуру установки диагноза в любом медицинском учреждении на усмотрение центра коррекции фигуры при условии бесплатности для меня данной, повторной установки диагноза.
Обращаю особое внимание на тот факт, что сведения о своем здоровье я сообщаю центру коррекции фигуры и его сотрудникам строго конфиденциально. Напоминаю, что по действующему законодательству РФ при разглашении этих сведений или ином сообщении другим лицам или организациям, если они могут быть идентифицированы лично со мной, я имею право на обращение в суд и возмещение морального вреда, причиненного разглашением личных данных и информации о здоровье, предоставленных исключительно для служебного пользования".
Врачебные секреты
В соответствии с деонтологией, то есть врачебной этикой, медики и не должны, по заверениям, в частности, Владимира Игнатьева, имеющего многолетний опыт руководителя Нижегородской медицинской региональной ассоциации, разглашать диагнозы, как говорится, направо и налево. Этому студентов учат еще в медицинской академии, причем это одно из основополагающих табу этики врача.
Однако на фоне назначения нашей пострадавшей потребительнице вредных для ее здоровья процедур и предварительной их рекламы с показом фотографий реальных людей, извините, в неглиже (для пущего доказательства реального похудения), слова о конфиденциальности диагнозов в тексте претензии вовсе не лишние. Хотя, конечно, в приличном ЛПУ тайну диагнозов должны хранить по умолчанию, автоматически.
Выходки менеджеров
Деньги нашей клиентке, полуживой от вредных для нее процедур, все-таки вернули. Правда, предварительно прочитали несколько гневных нотаций: и что ей все равно надо худеть, и почему же она молчала, если ей становилось все хуже, и не пройдет ли она в таком случае на оставшуюся сумму какие-нибудь другие процедуры…
- Поучениям не было конца, - рассказывает потребительница, отказавшаяся от продолжения навязанных услуг. - То, что для меня абсолютно неприемлема невнимательность к моему здоровью, выразившаяся в назначении ненужных мне процедур, не вызывало у менеджера этого медицинского центра даже намека на стыд за ошибку персонала. Никто даже не извинился! Разумеется, после такого странного начала взаимоотношений, когда мое благополучие не берется в расчет, а учитываются лишь материальные интересы центра коррекции фигуры, у меня и в мыслях нет дальше обогащать эту шарашкину контору.
Но бывают ситуации и похуже. Например, один из посетителей дорогого частного стоматологического центра в Нижнем Новгороде так и не смог доказать, что он там обслуживался. Ходил он туда один, без свидетелей, а медицинский персонал хором утверждал, что никто его здесь не помнит. А кассовый чек на крупную сумму он мог, представьте, подобрать на улице! Письменного-то договора с ним не заключали…
А потребительница, потратившая бездну средств при лечении зубов в одной из самых широко разрекламированных в Нижнем Новгороде частных стоматологий, больше года не могла добиться признания лечащим врачом элементарной ошибки, вызвавшей у пациентки серьезные неприятные последствия со здоровьем. Конфликт решился в пользу пациентки только после вмешательства Управления Роспотребнадзора по Нижегородской области.
Железное правило
При оказании платной медицинской услуги пациенту, который в данном случае подпадает еще и под законодательство о защите прав потребителей, обязательно должен выдаваться личный экземпляр договора. Отсутствие такого письменного договора является нарушением условий оказания платных медуслуг, оговоренных в лицензии ЛПУ, а также Закона РФ "О защите прав потребителей".
Кроме договора потребителю платной медуслуги должны выдаваться кассовый чек или квитанция строгой отчетности на все оплаченные им суммы.
Светлана ЗАГВОЗДИНА.


Следите за нашими новостями в удобном формате