Нижегородская опера представила премьеру оперы Пуччини "Мадам Баттерфляй".Американский флаг на фоне цветущей сакуры - символ пересечения двух культур, двух миров, двух судеб... Трагическая история любви японской гейши к американскому офицеру, написанная более ста лет назад, тронула сердца нижегородцев.
Показ премьеры сезона в рамках фестиваля "Болдинская осень" стал доброй традицией.
Режиссер спектакля Вадим Милков (Санкт-Петербург) уже не в первый раз удивляет зрителей глубиной и оригинальностью прочтения самых, казалось бы, хрестоматийных оперных сюжетов. Актуализируя и "осовременивая" тон звучания оперы, режиссер усиливает мысль о губительной силе бесцеремонного американского вмешательства в судьбы людей и стран, продолжающегося до сегодняшнего дня.
Водруженный на авансцене американский флаг становится не только равноправным "участником" событий, но обостряет и мотивирует поступки действующих лиц. Мелкий сводник Горо, заискивающий перед всем американским, ярко, с большой долей иронии выписан Алексеем Дорониным. По-хозяйски свободно ведет себя американец Пинкертон - легкомысленный человек, привыкший "срывать цветы, где только можно". Для него дом везде, куда падает тень звездно-полосатого полотнища, а маленькая японка - только "милая куколка". Естественно и просто выглядел в этой роли заслуженный артист России Сергей Перминов, а отчаяние, звучащее в голосе Пинкертона в финале оперы, заставляло сжиматься сердце.
Совсем иначе воспринимает жизнь по-детски наивная и чистая, как цветок вишни, юная Чио-чио-сан (Надежда Маслова). Для нее флаг Америки - символ присутствия возлюбленного, дающий надежду на его скорое возвращение. Любовь, которую она так отчаянно защищает, огромна, горе, постигшее ее, безмерно. Передать всю гамму чувств, пережитых Баттерфляй, задача трудная, требующая большого мастерства.
Изящная фигурка Надежды Масловой смотрелась вполне органично. Однако, обладая замечательным оперным голосом, певица еще не имеет достаточного профессионального опыта. Это особенно заметно в наиболее драматичных моментах развития действия. Жаль, что заключительная сцена прощания матери с сыном, эмоционально самая сильная во всей опере, откровенно не получилась.
"Болдинская осень" в разгаре. Зрителей ждет еще много интересных встреч с выдающимися мастерами сцены.
Татьяна МАЙОРОВА.