На машине не времени
Яркий фасад школы № 5 на улице Семенычева сразу привлекает внимание к трехэтажному зданию. А вот и кабинет физики лучшего учителя 2019 года. Раньше здесь преподавал первый директор Геннадий Иванович Турлаев, в память о котором установлена табличка на здании школы.
Первое, что бросается в глаза в кабинете, это велосипед с генератором. Крути педали и заряжай телефон, освещай класс...
Ученики Дмитрия Николаевича не лукавят, когда рассказывают, что часто не знают, что их ждет на уроке. Это может быть путешествие на машине времени в 470 год до нашей эры или эксперимент по изготовлению настоящего мороженого из сливок с помощью жидкого азота. Эксперименты помогают усваивать непростые законы физики и видеть непосредственную связь науки с жизнью. Например, педагог просит класс закрыть глаза, а в это время один из учеников чистит апельсин. Ученики распознают запах цитрусового и делают вывод о том, что молекулы находятся в движении...
Желание стать учителем у Дмитрия Комиссарова появилось еще в 9-м классе. Мама Ирина Васильевна отговаривать не стала. Она сама педагог - преподает технологию у девочек в том же Лысковском образовательном учреждении № 5. Однако мама посоветовала сыну прежде «примерить» профессию - поработать вожатым и устроила Дмитрия в детский оздоровительный лагерь «Березки».
- Уже проработав первую смену, я окончательно убедился в том, что хочу работать именно с детьми. Из предметов мне больше всего нравилась физика. И по окончании учебы я поступил в Мининский университет. А уже на четвертом курсе посреди года меня пригласили преподавать физику в школе № 42 Нижнего Новгорода. Однако я никогда не мечтал остаться в областном центре, а планировал вернуться на малую родину - в Лысково. Поэтому, когда мне позвонил директор Геннадий Турлаев и рассказал, что в моей родной школе некому преподавать физику, я с большой радостью принял его предложение.
Бумаги одолевают
- Плюсов в преподавании огромное количество и главный - работа с детьми, которые тебя заряжают энергией, - говорит молодой педагог. - Я не работаю в школе, а живу школой. Последние полгода были особенно напряженными, это было связано с подготовкой к конкурсу. Но я старался разгружаться. Например, зимой шел на каток и ребят из своего класса звал.
Главный минус современной школы - это огромное количество бумаг, отчетов... Любой выход с ребятами за пределы школьной территории, выезд с детьми куда-либо связан с бумажной волокитой. Сложности организации перевозки детей отчасти понятны, это безопасность. Но, например, я проводил урок в котельной, а это близко от школы, все равно поход туда был сопряжен с массой согласований. Приходит идея интересного урока, связанная с походом куда-либо, но мысль о том, сколько для этого надо всего оформить, убивает.
Что касается самого процесса учебы, то я считаю, что мотивировать можно любого учащегося. Здорово, если еще есть поддержка со стороны родителей. У меня был ученик, который плохо учился. Он уже привык к двойкам, и они на него уже никак не действовали. Тогда я решил создать для этого ребенка ситуацию успеха. В самостоятельной работе я разглядел у него здравую идею и сказал, что готов поставить ему пятерку. У парня интерес к предмету появился.
«Угадайка» закончилась
- В целом мое отношение к ЕГЭ положительное. Когда я сдавал госэкзамен, было много вопросов с вариантами ответов. Это была «угадайка». Теперь тестовую часть убрали. и ЕГЭ - полноценный экзамен, который объективно проверяет знания по физике.
На мне лежит ответственность за подготовку к единому госэкзамену. В нашей школе идет обучение по индивидуальным учебным планам. После 9-го класса ребята выбирают, какие предметы они будут изучать на базовом, а какие на профильном уровне. Среди 29 одиннадцатиклассников этого года углубленно изучают физику 9 человек. У них пять уроков физики в неделю. Этих ребят мотивировать не надо, они сами заинтересованы в получении знаний. К ребятам, которые учат физику на базовом уровне, другие требования. К слову, я учу свою младшую сестру-десятиклассницу. Она изучает предмет на базовом уровне и отлично справляется.
О зарплате
- Учителя работают с полной самоотдачей, чтобы дети усвоили материал. Это несправедливо, когда коллеги, работающие в столичных школах, за ту же самую работу получают в десятки раз больше. Если бы зарплата учителя была выше, то и в педагогические вузы поступали более сильные ребята, и престиж профессии был выше. Я и министра образования России Ольгу Васильеву, если будет такая возможность, спрошу, почему существуют такие диспропорции в оценке труда преподавателей.
О цифровой школе Применение новых цифровых технологий в школе открывает перед детьми и педагогами новые возможности. Я часто на своих уроках демонстрирую ребятам интересные видеоролики. Во время мероприятий снимаю селфи и в нашей группе ВКонтакте выкладываю фото-видео-отчеты о внеклассной работе, и это очень нравится моим пятиклассникам.
Я убежден, что сегодня подготовиться к ЕГЭ можно без помощи репетиторов. Интернет дает для этого безграничные возможности. Я рекомендую ученикам к просмотру образовательные видеоблоги лучших российских учителей физики с разбором разного типа задач. Если же возникают вопросы, то я всегда нахожу время на них ответить. Сам Дмитрий Комиссаров также планирует разместить в своем видеоблоге «PRO.ФИЗИКУ полный обучающий курс по предмету. Пока же по сслылке на ютубе
https://www.youtube.com/channel/UCSN2uia7tCn2qEmhS29ohkw можно найти видеоурок, с которым Дмитрий Комиссаров победил в конкурсе.
О планах
- Через 10 лет я однозначно вижу себя в школе. Школа будущего - это не традиционный урок, когда учитель с тряпкой и мелом у доски. Это погружение в материал. В школе будущего ребенок должен черпать знания из разных источников, а учитель выполнять роль наставника. Планов на будущее очень много. Это подготовка к всероссийскому финалу конкурса, поход с ночевкой с моим 5 «б», наполнение видеоблога полным курсом видеоуроков по физике...
Александра Махлина. Фото Александра Воложанина.
Компетентно
Надежда Петрова, заместитель директора:
- Наше учреждение имеет статус федеральной инновационной площадки, мы реализуем проект «Школа социально-личностного проектирования». Ребят учат создавать и воплощать в жизнь проекты. Мы просим учеников задуматься над тем, что можно изменить в школе, в родном городе. Это позволяет детям осознать, что они могут реально менять жизнь к лучшему. Так, с подачи учеников в школьном дворе появилась велостоянка. Ребята участвовали в разработке автогородка, который организован совместно с ГИБДД и используется на уроках ОБЖ. Один из самых масштабных проектов придумали восьмиклассники - ребята все вместе выращивали рассаду, и школьный двор был полностью украшен силами детей. Школа сотрудничает с соцзащитой, и для пожилых людей ученики устраивают концерты, проводят мастер-классы. В течение двух лет был реализован патриотический проект. Старшеклассники вместе с учителями истории отыскали сведения о 160 земляках-комсомольцах, участвовавших в Великой Отечественной войне, и теперь их имена увековечены. В этом году проводили ярмарку поделок и вырученные деньги передали в помощь тяжелобольным детям.