Колумбарий на бумаге

Пока строительство колумбария в Сормовском районе лишь планируется, в том же Сормове на днях завершила свою работу выставка "Уходящая натура: виртуальный колумбарий".
В экспозиции были представлены черно-белые снимки Дмитрия Соколова, сделанные в семи усадебных комплексах Нижегородской области. Снимки - красивые, но в них "что-то не так", они не просто художественные, но с привкусом аналитики. Сам Соколов называет это "мистической документалистикой".
Поездки в усадьбы были организованы фондом деятелей культуры "Дать понять" в рамках проекта "Уходящая натура", в минувшем году ставшим лауреатом конкурса "Культурные инициативы и журналистика".
Русская усадьба - символ эпохи Просвещения - сегодня балансирует на грани исчезновения. Редкая усадьба не прошла символическую "кремацию" (пожар или поджог) и не превратилась в "урну с прахом", которую государство поместило для хранения в своеобразный колумбарий - реестр загородных усадебных комплексов.
Экспозиция итоговой выставки проекта "Уходящая натура" представляет собой стену с "урнами праха" - черно-белыми фотографиями усадеб Нижегородской области. Сам же "колумбарий" расположен в одной из современных многоэтажных новостроек, и вид из окон отсылает зрителя выставки к реальной действительности: торговым центрам, транспортному коллапсу и современным застройкам.
- Обычно жизнь усадьбы отражается в выставках двух типов: в формате национального гламура (заснеженные пейзажики, крестьяне и телега с лошадью) или же репродукции архивных снимков Дмитриева и Карелина, - комментирует куратор выставки, глава фонда "Дать понять" Галина Филимонова. - Мы хотели показать именно то, что есть сегодня, не приукрашивая, не "забалтывая" и не "очерняя" реальность.
Увиденное не случайно объединила метафора "колумбария". Ситуация трагична, и мы пытаемся заставить людей смотреть на нее реально. Массы уверены, что в Нижегородской области есть немало прекрасных усадеб и есть подвижники, которые восстанавливают их. Но в целом это иллюзия. То, что мы увидели в ходе поездок, а мы посетили семь объектов из 105, числящихся в реестре загородных усадебных комплексов, подтвердило наши выводы. Каждая усадьба горела. Простой люд не жаловал барские дома до революции, не питал к ним особой любви и после. В советское время усадьбы Нижегородчины использовались под общественные нужды, а когда они были освобождены, вновь прокатилась серия поджогов: нередко таким образом заметались следы грабежей.
Еще одна беда усадеб - псевдореставрация, когда памятник сносят и ставят на его место новодел. Такая имитация объекта не имеет никакого отношения ни к культуре, ни к "сохранению", а является обыкновенным обманом и возможностью заработать.
Мы показали не только красоту, но и проблему. И тем самым старались разрушить иллюзорное представление о том, что "все хорошо".
Мария ФЕДОТОВА.

Следите за нашими новостями в удобном формате