Из шестнадцати официально зарегистрированных в Нижнем Новгороде вузов один не совсем обычный. Во-первых, среди учащихся нет ни одной девушки, во-вторых, здешние студенты начинают день с утренней молитвы, и, в-третьих, среди предметов, изучаемых в этом высшем учебном заведении, есть курс «нравственное богословие», куда входит, в частности, «учение о совести».
Дорога к Богу
...Выпускной вечер был в самом разгаре, когда кому-то из 11 «а» наконец удалось перекричать музыку:
- Берем с собой шампанское и айда на набережную!
Девчонки, подобрав подолы вечерних платьев, с визгом скакали вниз по ступенькам Чкаловской лестницы. Парни снимали с себя пиджаки, чтобы в последний раз накинуть на плечи бывшей соседке по парте. И от этого ночь казалась еще более романтичной. Ближе к рассвету печаль развеяли разговоры о том, кто куда будет поступать - мечты вслух всегда смелы и самонадеянны...
Пока от Гребного канала добрели до Канавинского моста, над Стрелкой уже занялся рассвет. Иван, оторвавшись от толпы, ушел было вперед, но вдруг остановился взглядом на сияющих куполах Благовещенского монастыря и замер - такая открылась ему красота. Он перевел взгляд на трехэтажное здание, оно стояло повыше, вспомнил, кто-то говорил, что это духовная семинария. Строгую в классической простоте архитектуру венчала обычная красно-коричневая крыша, которую украшали башенка с часами и необычный флюгер - золоченый ангел, играющий на трубе.
- Вот бы сюда поступить, - чуть ли не вслух мечтательно проговорил Иван, и поначалу сам удивился внезапности своего желания. Хотя молодой человек был верующий и храм посещал регулярно.
- И ведь поступил, это было в прошлом году, - рассказывает дальше секретарь учебно-методического отдела, преподаватель Нижегородской духовной семинарии, кандидат богословия, магистр профессионального обучения Артем Хамидулин. - Уже сейчас понятно, что из него получится хороший священнослужитель, один из лучших наших семинаристов - вдумчивый, прилежный, серьезный...
Вот те на! Мы-то думали, что священник - профессия династийная, по крайней мере, поступлению в семинарию предшествуют долгие годы специальной подготовки.
- Вовсе нет, - мягко возражает Артем Маратович. - Два-три человека с курса - выходцы из семей православных священников в лучшем случае. Остальные - кто по зову души, кто - из интереса...
Ему как преподавателю видно, кто пришел сюда гонимый лишь любопытством. Такие здесь долго не задерживаются и уходят сами.
Рыцари послушания
- А бывает, что семинариста отчисляют против его воли? - спрашиваю у своего визави.
- Конечно. За неуспеваемость, например, за нарушение устава. Недавно был случай, один из преподавателей семинарии, прогуливаясь по набережной, встретил своего семинариста (в семинарии учатся 70 человек, всех знают в лицо. - Т.Ч.) с сигаретой в руке. Не прошло и недели, как приказ о его отчислении уже был подписан...
Еще одного семинариста отчислили за то, что выругался матом.
- Пить-курить-драться нельзя, это понятно, а как ваши молодые люди общаются с девушками?
- Так же, как все, - едва не обиделся собеседник. - У нас не монастырь. Послушание, конечно, обязательно, но армейская дисциплина, например, гораздо жестче...
Есть в строгом расписании семинариста строка «Свободное время». А в пяти минутах ходьбы от семинарии расположился Центр подготовки церковных специалистов Нижегородской епархии «Покров». На регентском и швейном отделениях там обучаются девушки. Семинаристы играют с ними в волейбол, бадминтон, весной и осенью встречаются на балах в доме Рукавишниковых, которые организует епархиальный отдел. Многие из регентш и церковных швей впоследствии выходят замуж за выпускников семинарии и становятся матушками. Встречаются невесты и с мирскими профессиями. Один из выпускников семинарии, например, женился на выпускнице музыкального училища имени Гнесиных, другой - на выпускнице Мининского университета...
Некоторые из здешних студентов уже на пятом курсе женятся. Ближе к пятому курсу они проходят через посвящение во чтецы и меняют семинаристский форменный китель на подрясник и скуфейку. После этого уже могут отращивать усы, бороду и бакенбарды. Женившись, они переводятся на заочное отделение и покидают здешнее общежитие, которое находится на третьем этаже здания семинарии. Но, по отзывам тех, кто женился до защиты диплома, учиться на заочном гораздо труднее. Церковная служба отнимает слишком много времени, а «хвостов», как и в любом другом вузе, здесь не прощают.
- А если семинарист вздумает жениться на первом курсе?
- Вопрос будет рассматриваться индивидуально, - уклончиво улыбнулся кандидат богословия.
Остановись, мирянин!
Проезжая по Похвалинскому съезду, вы наверняка заметили, что недавно здесь появился новый памятник в бронзе - благообразный мужчина в длинном одеянии и с непокрытой головой присел на скамеечке отдохнуть. Возле него всегда живые цветы... Не поленитесь спешиться, миряне, остановитесь у подножия, и вы узнаете, что перед вами митрополит Нижегородский и Арзамасский Николай. Тот самый всеми глубокоуважаемый Николай Васильевич Кутепов, участник Великой Отечественной войны, который, несмотря на серьезное ранение, до последнего дня совершал богослужения и которого многие нижегородцы старшего поколения застали живым. Сегодня учащиеся вновь возрожденной в 1993 году Нижегородской духовной семинарии избрали его своим нравственным ориентиром. Покровителем же учебного заведения является Иоанн Дамаскин, который жил и служил Богу еще в VIII веке в городе Дамаске - столице Сирии. Кстати, так семинаристы назвали свой журнал, издаваемый здесь ежеквартально на 80 страницах.
- Это старейшее учебное заведение Русской православной церкви, давшее без малого за три столетия своего существования нашему Отечеству тысячи священнослужителей - архипастырей, пастырей, миссионеров, ученых-богословов, проповедников и просветителей, - говорит ректор Нижегородской ДС, митрополит Нижегородский и Арзамасский Георгий. - Жизнь семинарии протекает сегодня во всей полноте интеллектуальной и духовной деятельности...
Научитесь жить на земле
Артем Хамидулин преподает в семинарии историю западных исповеданий и сравнительное богословие, а также новейшую историю западных исповеданий. Его специальность - философия, теология и педагогика. Из своих двадцати семи десять лет он уже посвятил высшему духовному образованию. Считает, что его предназначение на этой земле - готовить всесторонне образованных священнослужителей. Обаятельный молодой человек с дикторским голосом, коммуникабельный, начитанный, в меру ироничный, в меру остроумный - общаться с ним одно удовольствие. Он так увлекательно рассказывает про эффективный альтруизм и этику Канта! Кроме семинарии, окончил факультет гуманитарных наук, бакалавриат по теологии и факультет управления и социально-технических сервисов в Мининском университете. Сейчас учится там же в аспирантуре по истории философии. В связи с этим может сравнить светский вуз и духовный. Убежден, что разница небольшая, но в уличной толпе он всегда безошибочно узнает «своего».
Между прочим, единственный сын военнослужащего и библиографа. Но в конце 90-х, когда стало «все можно», его родители, отправляясь паломниками по святым местам, брали с собой Артема. Это и определило, пожалуй, его выбор. И он из Ульяновска приехал в Нижний поступать в здешнюю семинарию.
- Я в церкви чувствую себя как дома, - как-то признался он. - Красиво, чисто, лики икон, запах свечей...
Артем пока еще не женат. «Всему свое время», - мудро рассуждает он о жизни, о нравственности, о вере... И нам, понаслышке знакомым лишь с некоторыми из заповедей типа «Не убий! Не укради!», он тоже представляется учителем.
«Теперь, когда мы научились летать по воздуху, как птицы, плавать под водой, как рыбы, нам не хватает только одного: научиться жить на земле, как люди», - сказал однажды светский писатель Бернард Шоу. Невозможно в одной публикации рассказать о том параллельном с нашим мире, в котором до сих пор культивируются лучшие человеческие качества, но одно бесспорно: здесь, под золотым крылом играющего ангела, учат «жить на земле, как люди».
Татьяна Чинякова.
На фото: Первый проректор семинарии протоиерей Александр Мякинин и семинаристы у памятника митрополиту Николаю (Кутепову).
Кстати
Под руководством проректора, митрофорного протоиерея, кандидата богословия отца Александра Мякинина здесь преподают 6 докторов и 20 кандидатов наук по таким дисциплинам, как теология, философия, история и филология. И у каждого курса есть наставники из числа опытных священнослужителей митрополии.