«Если в первом акте пьесы на стене висит ружье, то в последнем акте оно непременно должно выстрелить», - незабвенный Антон Павлович знал, что говорил, хоть и далек был от полицейской службы. Впрочем, и в конце XIX века из ружья убивали не только чаек.
Из донесения жандармского офицера Толубеева нижегородскому губернскому предводителю дворянства, нижегородскому гражданскому губернатору графу Кутайсову Павлу Ипполитовичу: «Жена помещика Белокопытова была застрелена 6 сентября1861 года около 10-го часа вечера сквозь окно, об открытии убийц производится следствие. Крестьяне говорили, дескать, к убийству ея причастен муж несчастной...»
Это для тех, кто думает, что у тогдашней аристократии все было, как в песне - «под вальсы Шуберта и хруст французской булки».
Неравный брак
Оговоримся сразу, из «нашего» ружья никого не убили. Но могли бы. И тогда главному герою этой криминальной истории светила бы совсем другая статья Уголовного кодекса.
- Следователем Шатковского МСО СКР завершено расследование уголовного дела в отношении 49-летнего мужчины, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных статьями УК РФ «Угроза убийством» и «Угроза применения насилия в отношении представителя власти».
Эта история начиналась сразу в двух деревнях Большеболдинского района. Иван и Анастасия, имена изменены, сошлись по большой любви. То есть большая любовь была только у Ивана, а у Насти было двое маленьких детей от предыдущего брака. Она моложе избранника на 15 лет, и по этому поводу деревенские бабы беззлобно судачили:
- Молодой-то и не взял бы ее с таким приданым!
А Настя была не только моложе, но, как на грех, красавица из красавиц. Иван наглядеться на нее не мог. Бывало, проснется, лампу настольную прикроет газетой, чтоб не слепила ей глаза, и все глядит, все глядит... Детей Настя от него рожать, правда, не хотела.
- У тебя сын от первого брака взрослый, да вон моих двое подрастают, - говорила она, кивая на дочку с сынишкой, которые по малолетству Ивана называли папой.
Баловал Иван свою красавицу жену, не в пример здешним мужикам. С работы придет и по дому все сделает, на огороде копка не давал копнуть:
- Еще надорвешься! Прополи вон грядку - все полегче...
Но зато и ревновал не в меру. Настя ему не раз говорила:
- Да что я себе враг что ли? Непьющего, работящего тебя на кого-то менять? И кому, кроме тебя, нужна с двумя детьми?
А он в ответ:
- Как ты не понимаешь, только за то, что чужие мужики дышат с тобой одним воздухом, я готов их поубивать!
Любящие мужчины частенько так говорят.
Деревенская драма
Но у Ивана было ружье - настоящее, охотничье. С 2001 года получил удостоверение охотника и время от времени ходил по здешним лесам. Правда, домой возвращался без дичи. То ли стрелок был такой аховый, то ли зверюшек жалел... Настя еще смеялась:
- Хоть бы воротник жене лисий справил!
- А вдруг лисятки малые без мамки останутся? - радовался он.
Это когда не ссорились. А скандалы в их доме случались все чаще. И все из-за проклятой ревности: не так посмотрела, не тот подошел...
- Если бы что было - в деревне не утаишь, - рассказывает следователь Шатковского МСО, курирующий Большеболдинский район, старший лейтенант юстиции Егор Ганин. - Как говорится, ни в каких порочащих ее связях не была замечена...
- Достал он ее своей ревностью, - рассказывали соседи. - Говорят, и руку за то на нее поднимал...
Это ли послужило поводом или что другое, история умалчивает. Только подала Настя на развод. И быстренько их развели в районном загсе, благо общих детей не было, а все «совместно нажитое» Иван оставил жене. Отвергнутый муж после развода вернулся в свою родную деревню, что в восьми километрах от Настиной. И даже не запил. Просто ходил как в воду опущенный, рассказывают уже другие соседи.
А злые языки уже муссировали грязную сплетню, мол, у Настьки полюбовник есть, какой-то пришлый, из города...
Решил Иван выследить «любовника». На первом допросе будет божиться, что «не собирался никого убивать». Якобы «припугнуть» решил, чтобы не совался впредь к его Настеньке. И, достав из чулана ружье, отправился в соседнюю деревню. Просидел в сиреневых кустах, то бишь в засаде, до позднего вечера, но никого постороннего не увидел: как Настя с детьми прошла в дом, так ворота больше не открывались.
Нельзя сказать, что Ивану стало от этого легче, но решил он зайти к другу. А там оказался еще друг, и вот их уже стало трое. Выпили, как водится, мужички, разговорились:
- Не может быть, что у твоей бывшей никого нет, баба молодая, - распаляли друзья подвыпившего Ивана. Вот тогда он опять взялся за ружье...
Стечение обстоятельств
Когда он начал барабанить в косяк с криком: «Настя, открой!» - бывшая жена вышла в коридор и через дверь попробовала его уговорить. А Иван распалялся все больше. «Совсем взбесился, да еще пьяный», - подумала бывшая и, уйдя к детям, которые проснулись от выстрела, закрыла за собой ту дверь, которая вела из коридора в комнаты. Услышав, что она ушла и открывать не собирается, Иван укрепился в своем подозрении: точно у ней там мужик!
- Открой, убью! - кричал он, и это слышали соседи, проходившие впоследствии свидетелями по уголовному делу.
И он даже выстрелил: сегодня все еще в двери зияет «вещдок» - дырка от пули. Перепуганная Настя позвонила в полицию. На улице уже светало.
Когда бойцы СОБРа высыпали из служебного авто, Иван сидел на скамеечке возле Настиного дома. Ружье покоилось на коленях.
Трое собровцев, застоявшиеся без настоящего дела, с ходу скомандовали:
- Ружье на землю! Руки подними!
Иван, будто проснувшись, вскинул ружье:
- Не подходи, всех завалю! - Слава богу, он выстрелил в воздух. Бойцы, попрятавшись было за машину, быстро сориентировались и «приступили к операции задержания».
Из материалов уголовного дела:
...По версии следствия, 5 июня 2019 года ранним утром нетрезвый 49-летний обвиняемый, вооружившись двуствольным охотничьим ружьем, пришел к дому своей бывшей жены, расположенному в с. Б. Казариново Большеболдинского района Нижегородской области. Угрожая 34-летней женщине убийством, он потребовал открыть ему двери дома. Получив отказ, выстрелил из ружья в дверь жилища. Потерпевшая, испугавшись за свою жизнь и за жизнь своих двух несовершеннолетних детей, вызвала сотрудников полиции. Прибывшие на место происшествия полицейские призвали нарушителя прекратить противоправные действия. В ответ обвиняемый, угрожая им оружием, произвел выстрел в воздух... В настоящее время уголовное дело направлено в суд для рассмотрения по существу...
- Он, конечно же, раскаивается, - рассказывает Егор Игоревич. - А ведь был вполне законопослушный гражданин - не алкоголик, трудоустроенный...
Показалось, что молодому следователю даже жаль этого обвиняемого. Но - он при исполнении, ему жалеть обвиняемых нельзя. А вот деревенские бабы качают головами: красивая история про любовь оборвалась задолго до эпилога.
Татьяна Чинякова.