Еще в мае Валерий Белякович объявил, что готов снять с себя полномочия художественного руководителя нижегородской «Комедiи». Возможно, именно поэтому его новый спектакль «Ревизор» (который был поставлен на сцене всего за 10 репетиционных дней!) воспринимался многими, как прощальный, как «завет» театру. Да и материал, как говорится, обязывает. Все-таки Гоголь – великий морализатор и мастер заветов, которыми Россия зачитывается и по сей день. «Ставить Гоголя сегодня просто необходимо, - говорил Белякович в начале этого года. – Тем более в театре комедии. Без него вообще трудно понять нашу страну».
«Новый» Белякович
Что верно, то верно. Россию без Гоголя, как выяснилось после спектакля, и сегодня представить довольно сложно. Люди столь же мелки и тщеславны, а положительным героем по-прежнему, хоть в жизни, хоть на сцене, является смех. Конечно же, «сквозь слезы».
Белякович и ставит комедию «сквозь слезы». Критики уже объявили, что в спектакле мы видим «нового» Беляковича. Пережившего кризис, смерть своего любимого артиста Виктора Авилова, собственную операцию и непростые отношения с бывшими единомышленниками из Театра на Юго-Западе. Единомышленники в результате вернулись в театр, Белякович вернулся в режиссуру, но его прежде лучезарные спектакли получили некую странную грустинку, а вместе с ней и глубину, подтекст, которого зачастую так не хвате в современном театре. Теперь от Беляковича ждут не только оригинального прочтения классики, но и некоего рецепта, согласно которому можно было бы понять, как же нам жить дальше. И хотя, как все знают, давать такие рецепты – не дело театра, но уж очень хочется все же в них заглянуть. Что мы и попробуем сделать.
Искушение мелким бесом
«Ревизор», несмотря на всю «зачитанность», все-таки очень мистическая пьеса. И слово «дьявол», применительно к начальнику из Петербурга, появляется там отнюдь не случайно. Другое дело, что за бытовыми реалиями, за всеми этими держимордами, унтер-офицерами и купцами дьявольский замысел всего происходящего становится как бы невидим. Но это же не означает, что его нет. В конце концов знаменитая «немая сцена» в финале пьесы как раз и подтверждает, что люди с этим страшным замыслом столкнулись неожиданно, не будучи готовыми ему противостоять. Вот это мистическое, «дьявольское» начало пьесы в спектакле Валерия Беляковича подчеркнуто с самого начала. Недаром на сцене воздвигнуто шесть (!) белых колонн (сценография самого Беляковича), а на балконе внимательный зритель маленьких колонн насчитает и вовсе 13! Недаром в люстрах «перемигиваются» красные уголечки свечек, и свет от них кажется каким-то отраженным, нереальным. Недаром и все действия спектакля проходит в крутящемся («дьявольском»?) круче под разудалые «страстные» мелодии, пожарного оркестра, которые музыкант играет прямо на сцене. Люди не ведают, что творят? В этот поток рваных ритмов попадают едва ли не все персонажи пьесы. Так часто возникающий в спектаклях Беляковича отчаянный русский перепляс с топотухой с «Ревизоре» приобретает почти символическое значение. Люди, словно марионетки, по чьей-то неведомой воле пускаются в пляс, вместо того, чтобы попробовать изменить свою жизнь и для начала хотя бы перестать лгать себе и другим. Причем, касается это не только Хлестакова (Антон Белов играет его несколько даже шаржировано немного перебирая с манерностью), но и всех других персонажей. В этом смысле Гоголь, передающий внутреннее состояние своих героев через их внешние проявления, очень «беляковический» автор. Режиссер даже усиливает это «внешнее». Актеры у него не ходят, а как бы танцуют по сцене, но танец этот дисгармоничен, напоминающий конвульсии или… одержимость «Бесовская», изломанная пластика (будто в героев пьесы действительно вселился бес) завораживает. Особенно впечатляет Городничий (Василий Попенков), в момент своего хвастовства становящийся похожим на… бывшего генсека Брежнева, словно мы действительно присутствуем на сеансе черной магии. «Что с тобой, Антон?» - спрашивает жена Городничего, Анна Андреевна (Ольга Царева). Но уже через минуту и она, вообще-то довольно рассудительная, покажет лицо тщеславной и вздорной бабенки. Не говорю уже об их дочери Марье Андреевне (Марина Вязьмина), которая с самого первого своего появления на сцене находится в какой-то болезненной трясучке. По-началу даже кажется, что актриса явно переигрывает с одержимостью своей героини, но потом понимаешь, что в общем-то у таких алчных и тщеславных родителей могло родиться именно такое дитя. «Бесовство» проникло и в среду свиты Городничего – почтомейстера Шпекина (Сергей Бородинов), смотрителя училищ Хлопова (Игорь Смеловский), попечителя богоугодных заведений Землянику (Владимира Маркотенко). Даже на дольше всех продержавшегося судью Ляпкина – Тяпкина (Валерий Кондратьев) и то нападает странная оторопь, когда он впервые приходит к мнимому ревизору. Чего уж говорить о Бобчинском и Добчинском (хорошие актерские работы Николая Пономарева и Игоря Кириллова. А теперь припомните, что все эти люди – в общем-то первые лица города и по идее должны служить на благо ему и России, а не ублажать свои собственные страсти… Но разве одержимые люди способны что-то изменить даже в себе?
Боже, спаси родную Русь
И здесь режиссер делает удивительный ход. Ииза аналог гоголевскому «смеху сквозь слезы», он включает в состав спектакля еще и духовные песнопения, призванные оттенить всю пошлость и весь смех этой «дьявольской» жизни. Когда хор поет дивную по красоте песню «Боже, спаси родную Русь», мороз пробегает по коже, и ты словно отходишь от тягостного морока, навеянного «мелким бесом». И наконец понимаешь, что все эти тщеславные мечты о должностях, мирской славе, богатстве – не более чем дым, то и дело, кстати, выпускаемый на сцену за которым нет ничего, кроме кирпичной кладки задника. А жизнь, настоящая жизнь с ее горестями, бедами и радостями, с ее реальными песнями, а не пошлыми мелодиями пожарного оркестра, совсем не похоже на эту, дьявольскую. Казалось бы, ну вот, еще чуть-чуть, чары развеются и это поймут все. Но наступает финал. Жандарм, в блестящих одеждах, как две капли воды напоминающий представителя шоу-бизнеса, объявляет о прибывшем ревизоре и… осыпает всех присутствующих блестками.
Немая сцена. Шоу должно продолжаться?
Оксана ЗЕМСКАЯ.