Нижегородский Уполномоченный инициирует общественную проверку качества оказания юридических услуг

Существование проблемы деятельности недобросовестных фирм, оказывающих гражданам юридические услуги сомнительного качества, было признано во время координационного совета Уполномоченных по правам человека, прошедшем в августе 2019 года в Ульяновске. Региональные омбудсмены отметили повсеместный рост числа изготовленных по шаблону обращений граждан к различным должностным лицам, отличающихся высокой стоимостью при низком качестве подготовки документов. Уполномоченный по правам человека в Нижегородской области Надежда Отделкина напоминает жителям региона, что каждый гражданин имеет право лично и совершенно бесплатно обращаться в государственные органы, органы местного самоуправления, в учреждения и организации, на которые возложено осуществление публично значимых функций.
Региональный Уполномоченный по правам человека признает, что периодически возникают ситуации, когда без квалифицированной помощи не обойтись.
«Мы с огромным уважением относимся к юристам, благодаря профессионализму и активной гражданской позиции которых удается эффективно защищать права и законные интересы граждан, разрешать сложные правозащитные ситуации, выходящие за рамки бесплатной юридической помощи.
Однако вызывают беспокойство учащающиеся случаи, когда заслуженным авторитетом одних юристов пользуются их недобросовестные коллеги, которые оказывают платные услуги по подготовке обращений в государственные органы. При этом они, фактически, вводят клиентов в заблуждение, поскольку не информируют их о бесплатных способах правовой защиты, а главное - о возможности бесплатно обратиться к должностным лицам», - рассказала Надежда Отделкина.
Омбудсмен подчеркнула, что некачественные услуги не подразумевают конечного результата - решение проблемы клиента, но отличаются  высокой стоимостью при сомнительном качестве.
«Сотрудники аппарата, общаясь с заявителями, узнают, что люди за многостраничные цитирования Конституции и Декларации прав человека платят суммы, превышающие их месячные зарплаты или пенсии», - добавила Надежда Отделкина.
Так, в августе текущего года один нижегородец заплатил за подготовку заявления в адрес госорганов 51100 рублей.
К наиболее типичным вопросам, с которыми граждане обращаются к юристам для составления платных обращений, можно отнести вопросы улучшения жилищных условий, назначение социальных выплат, перерасчет пенсий, обжалование решения медико-социальных экспертиз. Самым обидным региональный омбудсмен считает то, что большинство  нижегородцев, заплативших за обращения, относятся к малоимущим гражданам, имеющим  право на бесплатную юридическую помощь, которая включает в себя консультирование, подготовку жалоб, исковых заявлений, а также сопровождение в суде.
В итоге  не получившие ожидаемого результата заявители, как правило, начинают жаловаться на юристов в  Роспотребнадзор, полицию и иные контролирующие органы, однако, зачастую, время бывает упущено.
В целях оценки ситуации Уполномоченный по правам человека инициировала перед Общественной палатой Нижегородской области проведение общественного мониторинга качества оказания юридических услуг.
Пока же возможность повлиять на положение дел нижегородский омбудсмен видит в широком информировании жителей области о возможностях самостоятельной правовой защиты и о структурах, являющихся участниками государственной системы бесплатной юридической помощи в соответствии с Федеральным законом от 21.11.2011 № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации» и Законом Нижегородской области от 02.11.2012 № 144-З «О бесплатной юридической помощи в Нижегородской области».

Источник - аппарат уполномоченного по правам человека в Нижегородской области

Следите за нашими новостями в удобном формате