Нижегородцы стали получать по две-три квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг (ЖКУ). Более того, если раньше сумму в квитке можно было оплатить без комиссии, то теперь за это берут дополнительную плату.
Удалились от клиентов
- Мне повезло, в центре обслуживания клиентов Теплоэнерго я квитанцию оплатила без комиссии, - говорит известный нижегородский метеоролог Ольга Мокеева. - Правда, до этого пришлось серьезно попортить нервы и потратить время.
Она рассказала, что банкомат принимал только наличные деньги. И снимать их с карты пришлось в другом месте.
- Это надо же было создать такие неудобства для людей! - поделилась она с журналистом. - Как на бульвар Мира, где располагается офис по обслуживанию клиентов Теплоэнерго, могут добраться пожилые, тем более что многие из них и пользоваться современными средствами оплаты платежей не могут? Вместо того чтобы идти на встречу клиенту, поставщики услуг удаляются от него.
Дополнительными сборами возмущается и 75-летняя жительница Канавинского района Валентина Ивановна.
- Платежи для нас, пенсионеров, и без того неподъемные, так еще и дополнительную плату с нас придумали брать... В квитанции за отопление указывают, что без комиссии оплатить ее можно только в центре обслуживания клиентов Теплоэнерго. Но я туда не дойду, - подтверждает опасения Ольги Мокеевой пенсионерка.
Нижегородцев возмущает и то обстоятельство, что если раньше можно было оплатить коммунальные услуги бесплатно через терминал или онлай-банк, то теперь комиссию берут при оплате этими способами.
Договор стоит денег
По информации Сбербанка, комиссия берется, если договор на прием платежей с ним не заключен. При этом минимальная сумма, которую заплатит человек, составляет 30 рублей. Если оплата происходит с участием сотрудника банка, комиссия составит уже три процента от суммы платежа. Если через терминал самообслуживания, но человек платит наличными, также возьмут три процента. При оплате картой через терминал комиссия снижается до 1,2 процента от суммы. Один процент списывают при оплате через онлайн-банк (мобильное приложение или личный кабинет) и посредством автоплатежа.
В настоящее время существует несколько вариантов взимания комиссии, рассказали в Сбербанке: с юридического лица (например, ТСЖ); с физического, то есть конкретно плательщиков, а также смешанный вариант. Это когда при оплате в окнах комиссию платит физическое лицо, а через «Сбербанк онлайн», устройства самообслуживания, мобильное приложение, автоплатеж - поставщик услуг. Каким способом банк получит комиссию за перевод денег, решает поставщик услуг.
- Например, крупные компании в сфере ЖКХ на территории городского округа Выкса выбрали смешанный вариант, так как примерно 80 процентов всех платежей совершается через мобильное приложение «Сбербанк онлайн». В свою очередь, в Нижнем Новгороде совершить оплату в пользу крупных поставщиков услуг ЖКХ можно без комиссии, - сообщили в Волго-Вятском банке ПАО «Сбербанк».
В объединенной пресс-службе ДУКов подтвердили, что у домоуправляющих компаний Канавинского, Московского, Нижегородского, Советского и Приокского районов заключены договоры со специализированными биллинговыми компаниями на подготовку платежной документации.
- Те в свою очередь устанавливают договорные отношения с различными организациями, в том числе Сбербанком и Почтой России, на осуществление приема платежей за жилищно-коммунальные услуги, - ответили на запрос редакции.
На этом фоне выделяется компания Теплоэнерго, на услуги которой приходится основная часть коммунальных платежей. Теперь, чтобы их оплатить, Сбербанк берет комиссию за свои услуги.
- Договор у Теплоэнерго со Сбербанком и Почтой России на оплату коммунальных услуг отсутствует в связи с тем, что в действующие тарифы АО «Теплоэнерго», согласно изменениям в законодательстве, не могут быть заложены затраты на оплату банковской комиссии, - объяснили в ресурсоснабжающей организации.
Светлана Муратова. Фото Александра Воложанина.
Кстати
То, что жителям Нижнего Новгорода приходит отдельная квитанция Теплоэнерго, связано с переходом многоквартирных домов на прямые договоры с ресурсоснабжающей организацией. Как сообщили в пресс-службе компании, на 1 августа 1889 многоквартирных домов, которые они обслуживают, платят за отопление (ГВС) по отдельной квитанции. Решение перейти на прямые договоры, по ее данным, принимали жители на общем собрании. И теперь Теплоэнерго обязано присылать отдельную платежку.
В то же время в объединенной пресс-службе ДУКов отдельную квитанцию объясняют обновлением программы и желанием сделать платежи более прозрачными.
- Дробление квитанций приводит к тому, что жители понимают, когда они платят за жилищные, а когда за коммунальные услуги. А суммы есть возможность сравнить, - отметил пресс-секретарь объединенной пресс-службы ДУКов Михаил Песин.
Судя по тому, что в правительстве России выносят планы дальнейшего реформирования сферы ЖКХ, собственникам жилья в недалеком будущем придется приспосабливаться к другим, новым реалиям.
Между тем
Новая система прямых отношений
Если жильцы дома приняли решение перейти на прямые договоры с поставщиками ресурсов (тепла, горячей и холодной воды), это совсем не значит, что управляющие организации устраняются от выполнения своих обязанностей.
Они, во-первых, все также будут обязаны следить за состоянием общедомовых сетей, которые всегда должны быть готовы к поставке коммунального ресурса надлежащего качества.
Во-вторых, предоставлять поставщикам ресурсов информацию о показаниях индивидуальных приборов учета (счетчиков).
В-третьих, контролировать качество коммунальных ресурсов на входе в дом (на границе, где заканчиваются коммунальные сети поставщиков ресурсов и начинаются общедомовые инженерные сети).
Управляющие организации продолжают осуществлять аварийно-диспетчерское обслуживание жилых домов. Также они обязаны принимать от собственников обращения на ненадлежащее качество оказываемых коммунальных услуг и принимать обращения о нарушениях при расчете размера платы за коммунальные услуги и взаимодействовать с поставщиками ресурсов при проведении проверок по таким обращениям.
За качество же оказания коммунальных услуг перед собственниками квартир при переходе на прямые платежи будет отвечать ресурсоснабжающая организация.
При этом, по данным межрегионального общественного движения «Народный контроль в сфере жилищно-коммунального хозяйства», ресурсоснабжающие организации должны будут иметь свои аварийно-диспетчерские службы, которые будут принимать заявки от населения.
Недостатком новой системы прямых отношений, по мнению многих потребителей, стала неготовность самих ресурсников к многозадачной работе. Выстраивание отношений с ними напрямую должно стать проще благодаря утвержденной типовой форме прямых договоров, которую утвердили власти.