В Нижегородской филармонии открылся 83-й сезон. Открылся замечательным концертом - выступлением Всероссийского юношеского симфонического оркестра под управлением Юрия Башмета. Оркестр существует почти семь лет. Это уникальный проект, где играют талантливейшие музыканты страны в возрасте от 10 до 22 лет. Каждые два года практически полностью меняется состав: Юрий Башмет лично проводит прослушивания, конкурс составляет от семи человек на место. В настоящем составе играют трое нижегородцев. Подробности об оркестре и не только журналисты узнали на встрече перед концертом.
Незабываемые гастроли
В начале встречи нас огорошили известием о том, что запланированное интервью с Юрием Башметом отменяется!
- Вы уж не обижайтесь, но вчера в два часа ночи мы встретили его с поезда очень уставшим и совершенно больным: видимо, накануне его где-то очень хорошо простудили, - пояснила представителям нижегородских СМИ директор филармонии Ольга Томина. - Тем не менее главное, что концерт состоится, и сейчас он вышел на сцену провести репетицию…
Ольга Николаевна рассказала собравшимся о нижегородском дебюте знаменитого альтиста и показала раритетные архивные фотографии.
- Впервые Юра выступил у нас, тогда в Горьком, в 1976 году. Вот он на снимке: худенький мальчик в бархатной курточке. В то время альт на сцене не очень котировался. Но Юра играл таким дивным, необычайно волшебным звуком, что…
Тут дверь пресс-центра тихонько приоткрылась, и в нее шагнул, слабо улыбаясь, Юрий Башмет! Все дружно зааплодировали, а сотрудник пресс-центра побежала за горячим кофе для маэстро.
Ольга Томина: - Юра, мы как раз вспоминали твой первый приезд в Горький. А потом Святослав Рихтер собрал молодых перспективных музыкантов - как сейчас это делаешь ты с молодежным оркестром. Взгляни на фото: узнаешь? Наташа Гутман, Олег Каган, Ира Кандинская. 1978 год…
Юрий Башмет: - Конечно. Вот Рихтер… В тот приезд он еще потоп в гостинице устроил. Не было воды, и он оставил кран открытым. В результате, когда мы все были на концерте, из крана полилась вода. А в моем номере в это же самое время, наоборот, что-то загорелось. Конечно, эта поездка всем нам запомнилась!
Себя показать и страну посмотреть
- Нижний Новгород - далеко не первый город в турне оркестра, и, как известно, обязательной частью вашего путешествия является культурная программа в каждом городе, посещение каких-либо достопримечательностей. При вашем жестком графике переездов - неужели это правда?
Ю.Б.: - Это правда. В каждом городе для ребят устраиваются экскурсии, и они узнают страну, в которой живут. Это обязательная часть программы! Потому что иначе выходит так: ребенок из Тюмени летит в Москву, из московского аэропорта сразу в Подмосковье, где мы репетируем, а потом автобус, самолет - и вот мы уже в Женеве с ее знаменитым озером и фонтаном. Потом Берлин, Милан, Вена - и снова Тюмень. То есть Европу посмотрели, а о Москве и Питере никакого понятия! Сейчас, путешествуя по древним русским городам, мы стараемся смотреть их, и хотя я не всегда хожу на эти экскурсии, но точно знаю, что Ярославль, Углич, Кострома не прошли мимо бесследно. Сегодня ребята с удовольствием погуляли по Нижегородскому кремлю.
- Юрий Абрамович, вы очень востребованы, заняты. Зачем вы взялись за этот молодежный проект, ведь это огромные вложения сил, того же времени?
Ю.Б.: - Люблю я это. Ребята впитывают знания; им нравится, когда их учат, когда показывают что-то новое. Многие взрослые музыканты играют красиво, но однообразно, и заставить их сменить звук невозможно. Как, например, нет смысла мне сказать: «Так! Ну-ка, бросил курить!» А этих ребят можно лепить, как пластилин, и для них это полезно. Когда у них что-то получается - они радуются, и я, глядя на них, радуюсь сам. Зачем это мне? Я получаю удовлетворение.
Но главное-то здесь в том, что этот вот великолепный оркестр - это, скорее, не коллектив, а проект. Ведь каждые два года состав сильно обновляется. Мы их обучаем. Наши занятия - как мастер-классы на сто человек. Расстаемся, конечно, со слезами на глазах…
О дипломатии Дон Кихота
- Есть ли особенности работы с таким необычным коллективом?
Ю.Б.: - Конечно, есть тонкости. Например, ни в коем случае нельзя делать замечания конкретному ребенку из оркестра: он тут же весь покрывается краской, у него катастрофически падает настроение… Можно высказать свои пожелания, как бы обращаясь ко всем сразу - и тот, кому это адресовано, непременно поймет, кого имеют в виду.
О.Т.: - Помню, неизменно дипломатически вел себя Ростропович: он никогда не высказывал своего неудовольствия в сколь-нибудь оскорбительной для других форме. Например, когда он исполнял симфоническую поэму Штрауса «Дон Кихот», альтист из рук вон плохо справился с партией Санчо Пансы. И после концерта Мстислав Леопольдович пожурил его следующей фразой: «Я и не знал, что ты меня настолько не уважаешь!»
Ю.Б.: - Кстати, по поводу «Дон Кихота» - я играл его именно вместе с Ростроповичем. Живя в Париже, он следил за событиями в СССР и читал различную прессу. И, видимо, прочитал мое интервью, в котором я на вопрос: «Почему вы никогда не играли «Дон Кихота»?» - отвечал, что хотел бы играть его только и исключительно с Ростроповичем. И при встрече он предложил мне «Дон Кихота», мы назначили время выступления. И вдруг мне звонит знаменитейший японский виолончелист Йо-Йо Ма и тоже предлагает сыграть с ним «Дон Кихота», да еще и зовет на сольный концерт, да еще и приглашает в качестве пианистки мою дочь… Я позвонил Ростроповичу и спрашиваю: что делать? Принимать ли предложение? Ведь тогда я нарушу свое слово и «потеряю исполнительскую девственность» уже не с Ростроповичем! А он мне и говорит (тут Башмет чуть выдвигает нижнюю челюсть и имитирует говор Мстислава Леопольдовича): «Старик, соглашайся! Соглашайся! Йо-Йо Ма - хороший парень, а ты заодно обыграешься». В результате я дебютировал с японцем, а потом с Ростроповичем мы дали пять потрясающих концертов в столицах Европы.
Мария Федотова. Фото предоставлено пресс-службой Нижегородской филармонии.
На фото: Юрий Башмет и Ольга Томина: архивные фотографии стали поводом для ярких воспоминаний.